Главная » Windows » Рабочая программа кружка программирование фгос. Кружок «Основы программирования. эвристический метод с иллюстрированием и практической реализацией в среде программирования

Рабочая программа кружка программирование фгос. Кружок «Основы программирования. эвристический метод с иллюстрированием и практической реализацией в среде программирования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с.Яковлевка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области».

Рабочая программа
внеурочной деятельности в 9-11 классах.

Кружок « Основы программирования
на языке Паскаль
»

Руководитель: Дамаев Р.Х., учитель информатики.

2016-17 уч.год

Пояснительная записка.

Изучение темы алгоритмизации и основ программирования в курсе информатики является одним из самых сложных я в рамках предмета. Учитывая относительно небольшой объём учебного времени, выделяемый на этот блок, а также то, что для большинства учащихся самостоятельное изучение принципов алгоритмизации и программирования по учебникам и учебным пособиям затруднительно, перед учителем информатики встаёт проблема разработки таких способов и методик, которые помогут детям глубже понять суть алгоритмизации, научиться программировать на одном или нескольких языках, возможно, помочь определиться старшеклассникам в профессиональном плане.

Для решения этих задач может быть организован кружок «Основы программирования на языке Паскаль» для учащихся 9-11 классов. Почему именно Паскаль!?

Язык Паскаль был разработан в 1970 г. Никлаусом Виртом как язык, обеспечивающий строгую типизацию и интуитивно понятный синтаксис. Он был назван в честь французского математика, физика и философа Блеза Паскаля.

Одной из целей создания языка Паскаль Никлаус Вирт считал обучение студентов структурному программированию. До сих пор Паскаль заслуженно считается одним из лучших языков для начального обучения программированию. Его современные модификации, такие как Object Pascal, широко используются в промышленном программировании (среда Delphi). Наиболее популярным решением для персональных компьютеров в 80-е - начале 90 годов стал компилятор и интегрированная среда разработки Turbo Pascal фирмы Borland. Встроенный компилятор обеспечивал высокую скорость компиляции и высокое качество кода (отсюда приставка Turbo). Среда Turbo Pascal обеспечивала также отладку кода, содержала богатый набор примеров. Все эти качества позволили Turbo Pascal стать стандартом Паскаля де-факто. Наиболее известной свободной реализаций языка Паскаль является Free Pascal. Помимо открытости исходного кода, его основным преимуществом является мультиплатформенность, а также поддержка различных диалектов Паскаля. На основе FreePascal создана свободная мультиплатформенная среда Lazarus, аналогичная среде Delphi. Однако, бедный и не меняющийся десятилетиями консольный интерфейс интегрированной среды Free Pascal, мало совместимый с современными интерфейсами рабочих столов операционных систем, всё более отталкивает обучаемых, неправильно формируя у них представление, что Паскаль - устаревший язык. С другой стороны, среда Delphi по мере развития становилась все более громоздкой и малопригодной для обучения программированию. Кроме того, отсутствует бесплатная версия Delphi даже для академического использования. Данные факторы привели к практически полному исчезновению Delphi из сферы образования, а для среды Lazarus, несмотря на ее бесплатность, такие случаи единичны.

Наконец, появление платформ Java и.NET, включающих мощный язык программирования и мощные стандартные библиотеки ослабило позиции языка Delphi. Для обучения программированию стали чаще использоваться такие языки как Java, C, C++, C#, Visual Basic, Python, Haskell.

Одним из ярких событий, связанных с развитием языка Паскаль, стало появление языка и компилятора Oxygene фирмы RemObjects, который создатели заслуженно назвали современным Паскалем 21 века. Oxygene может генерировать код под различные платформы, в том числе под платформы.NET и Java. Основным его недостатком является отсутствие бесплатного компилятора и среды для образовательных целей. Кроме того, Oxygene достаточно сильно отличается от канонического языка Паскаль (методы классов вместо процедур и функций), что отражает его сугубо профессиональную направленность.

Язык и система программирования PascalABC.NET призваны изменить сложившуюся ситуацию и вернуть языку Паскаль былую привлекательность как для обучения, так и для профессионального программирования, помножив ее на мощь платформы.NET. Конечно, в рамках данной программы используются далеко не все возможности системы PascalABC.NET, но этого и не требуется для достижения целей, которые перед ней поставлены.

Изучение Паскаля предлагается начать сразу с конкретных примеров. Шаг за шагом ученики пройдут все стадии программирования и ощутят уверенность в себе и поймут: «Если я смог написать одну программу, значит смогу и вторую!»

«Пользовательский» аспект, связанный с формированием компьютерной грамотности, информационной культуры, подготовкой школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.

Алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием алгоритмического стиля мышления учащихся.

Кибернетический аспект, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении, закономерностей информационных процессов.

В основе программы кружка осуществляется интегрированный подход к изучению тем, что позволяет учащимся глубже овладеть необходимыми знаниями. Интегрирование ведётся по трём направлениям: математика, физика и информатика.

Основная задача кружка - развитие алгорит-мического стиля мышления. Учащиеся должны получить представление об од-ном из языков программирования, научиться исполь-зовать этот язык для записи алгоритмов решения про-стых задач на 1-м уровне и достаточно сложных на 2-м уровне.

Актуальность программы.

В наше время важно, чтобы человек не только умел работать за компьютером, но и понимал, как устроены программы, с помощью которых он работает на нём. Кружок должен стать стартовой базой для изучения языка объектно-ориентированного программирования. Занятия помогут учащимся глубже изучить один из языков программирования (в нашем случае, Паскаль) и приобрести необходимые навыки в составлении программ. Для учащихся, которые имеют склонность быстрее осваивать основные принципы программирования, можно давать индивидуальные задания олимпиадного характера.

В профориентационных целях занятия кружка помогут учащимся в выборе дальнейшей профессии.

По результатам ЕГЭ информатика именно в области программирования считается наиболее трудным разделом, и кружок также может послужить ещё одним вариантом подготовки к этой форме проверки знаний учащихся.

Требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились, поэтому целью кружка также является оказание помощи в изучении основ программирования и подготовке учащихся к поступлению и успешному обучению в ВУЗах технической направленности.

Цели программы.

Закрепить у учащихся понятия алгоритма, свойства алгоритмов, способы записей алгоритмов, основных алгоритмических структур (линейной, ветвления, цикла), вспомогательных алгоритмов.

Обратить особое внимание на алгоритмическое программирование: основные типы и структуры данных (переменные, массивы), процедуры и функции.

Дать учащимся представление о решении сложных задач программирования, о применении программирования на практике.

Данная программа разработана с целью привлечения учащихся к самостоятельному и осмысленному составлению законченных программ на языке Pascal, привития основных навыков алгоритмической и программистской грамотности: ясного и понятного стиля, надёжности решений, экономии вычислений, организации переборов и т.д.

Задачи программы.

  • Обучающие

Расширить знания учащихся по алгоритмизации и программированию.

Привить учащимся навыки решения простых задач по программированию.

Научить решать сложные задачи методом деления на подзадачи.

  • Развивающие

Программа рассчитана на развитие познавательных способностей учащихся, углубление интереса к программированию, привитие алгоритмического стиля мышления. Программа рассчитана также на подготовку некоторых учащихся к олимпиадам по программированию.

  • Воспитательные

Программа кружка рассчитана на воспитание у учащихся чувства ответственности, анализа ситуации и поиска мер по её разрешению. Составление алгоритмов и программ позволяет ученику оценивать задачу и заняться поиском вариантов её решения, что позволит ему и в других жизненных ситуациях сделать то же самое. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей, взаимовыручке, умению выработать единый подход к решению задачи.

Условия достижения поставленных целей и задач.

Для достижения поставленных задач занятия кружка проводятся в формате «от простого к сложному». Учащиеся вспоминают свои знания по основам алгоритмизации и программирования и на их основе, углубляя их, учатся составлять простые и сложные программы.

При разработке программы учитывался возраст учащихся, используется сочетание теоретического материала с практическими занятиями на компьютере.

Для практической работы на каждом компьютере установлена среда PascalABC.NET, где учащиеся могут реализовать свои программы, посмотреть результат их выполнения, делать коррекцию.

Образовательные результаты:

Учащиеся должны знать:

Что такое алгоритм, свойства, типы алгоритмов, способы записи алгоритмов;

Основные типы данных и операторы (процедуры);

Назначение вспомогательных алгоритмов, технологии построения простых и сложных алгоритмов; - - метод последовательной детализации и метод обратного сбора блоков.

Учащиеся должны уметь:

Строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем, уметь переводить проблемы из реальной действительности в адекватную оптимальную модель (информационную, физическую, математическую), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, правильно интерпретировать полученные результаты;

Организовать поиск информации, необходимой для решения задачи;

Применять линейные, ветвящиеся и циклические конструкции языка Паскаль;

Выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;

Уметь решать задачи разного уровня по программированию;

Компилировать, редактировать, пользоваться справкой в среде программирования PascalABC.NET.

Организация деятельности учащихся.

формы :

в группах

индивидуальные

индивидуально-групповые.

режим занятий:

    общее количество часов в год - 35;

    периодичность занятий - 1 раз в неделю.

    количество часов и занятий в неделю - 1.

Формы занятий:

    1. Семинарские занятия

      Практические занятия

Формы контроля:

Текущий контроль - по результатам выполнения текущих практических работ.

Итоговый контроль - по результатам реализации программ, созданных учащимися самостоятельно.

1. Введение. Знакомство с языком Паскаль. Структура программы. Окно программы PascalABC.NET. Познакомить учащихся с историей языка Паскаль, его алфавитом, структурой программы. Рассмотреть окно среды программирования PascalABC.NET, интерфейс, меню, как пользоваться справкой, показать пример программы, ввод и вывод значений переменных.

Рассмотреть вопросы техники безопасности и здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером.

2. Операторы ввода-вывода. Запись программы. Структура программы, блоки.

Познакомить учащихся с переменными величинами и их типами, рассмотреть операторы ввода-вывода и присваивания. Работа с готовой программой.

3. Составление первой программы (самостоятельно). Линейные алгоритмы и программы. Отладка.

Математические функции на Паскале: abc(x), sqr(x), sqrt(x), mod, div. Программы с их использованием.

4.Алгоритмы с ветвлением. Решение задачи на вычисление значений многочлена.

Познакомить учащихся с алгоритмами ветвления и рассмотреть задачи полного и неполного ветвления.

5. Циклические алгоритмы и программы.

Ввести представление о циклических алгоритмах. Рассмотреть их виды.

6. Массивы. Обработка массива. Задание массива.

Ввести учащимся определение массива. Представить способы задания массива и вывода его членов на экран.

7. Программы на ввод и обработку элементов массива.

Закрепить с учащимися понятие массива. Рассмотреть основные задачи на массивы.

Двумерные массивы.

Дать учащимся представление о двумерных массивах. Рассмотреть их заполнение и вывод на экран.

8. Строковые данные. Особенности работы со строковыми данными. Строковые массивы.

9. Библиотечные модули. Стандартные модули. Набор стандартных модулей: system, crt, graph, dos, printer.

Способы подключения модулей, и работа с ними.

10. Текстовые файлы. Ввод и вывод с использованием текстовых файлов.

11. Решение сложных задач

В этом разделе можно использовать решение задач из раздела 2 ЕГЭ, а также олимпиадные задачи.

12. Итоговое занятие

В качестве итогового занятия можно использовать проведение небольшой олимпиады по программированию или решение заданий из Раздела 2 одного из вариантов ЕГЭ.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Инструктаж по технике безопасности. Среда PascalABC.NET. Элементы интерфейса. Использование справки. Структура программы.

Операторы ввода-вывода. Запись программы. Первая программа в PascalABC.NET. Линейные алгоритмы и программы.

Синтаксис языка. Исполнение программы. Отладка. Сообщения об ошибках. Типичные ошибки.

Данные. Типы данных. Блок описания переменных. Описание констант.

Арифметические выражения. Формат результата вычислений. Примеры программ на вычисления.

Оператор присваивания. Выполнение оператора. Операторы ввода и вывода. Вывод текстовых сообщений. Комментарии в программе.

Пошаговое выполнение программы.

Данные логического типа. Запись условий. Составные условия и их запись.

Алгоритмы с ветвлением. Организация ветвлений в PascalABC.NET. Условный оператор. Полное и неполное ветвление.

Вложенные ветвления.

Проверочная работа

Циклические алгоритмы. Цикл с параметром (for).

Цикл с предусловием (while)

Цикл с постусловием (repeit)

Одномерные массивы. Описание массива, основные типы задач с массивами (поиск, замена, сортировка, суммирование)

Двумерные массивы. Описание массива.

Вложенные циклы.

Строковые данные. Функции для работы со строковыми данными. Строковые массивы.

Проверочная работа

Процедуры и функции. Общие сведения.

Библиотечные модули. Стандартные модули. Подключение. Примеры.

Понятие файла. Чтение и запись файла. Текстовые файлы. Файловый ввод-вывод.

Решение олимпиадных задач и задач из Раздела 2 ЕГЭ.

Итоговый проект (решение задачи на выбор учащегося)

Техническое и программное обеспечение:

Компьютер, проектор, интерактивная доска, среда PascalABC.NET (рабочее место преподавателя).

Компьютер, среда PascalABC.NET (рабочее место учащегося).

Литература и Интернет-ресурсы:

Ушаков Д.М., Юркова Т.А. - Паскаль для школьников. -СПб.: Питер, 2006г. - 256с.:

Шпак Ю.А. - Turbo Pascal просто как 2х2. - Эксмо, 2008. - 400с.:

Чернов А.Ф. - Олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом. - Волгоград: Учитель, 2007. - 207с.:

Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. - Turbo Pascal для студентов и школьников. - СПб.:БХВ-Петербург, 2007.-352 с.:

Цветков А.С. - Язык программирования PASCAL Система программирования ABC Pascal. Учебное пособие для школьников, Санкт-Петербург, 2015. -46с.

Ускова О.Ф. - Программирование на языке Паскаль Задачник. Изд. Питер. 2002. -336с.

Потопахин В.В. Turbo Pascal. Решение сложных задач. Издательство: «БХВ-Петербург», 2006, - 12с.

«Программирование. Решаем задачи повышенной сложности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программирование – это раздел информатики, задачей которого является процесс разработки программы на определенном языке программирования. Это и самый сложный раздел предмета. Известно также, что олимпиады по информатике проводится по разделу «Программирование». У некоторых учащихся в каждой параллели имеется потребность изучения программирования на более глубоком уровне. Организация кружка даёт возможность в системе дополнительного образования предоставить учащимся условия для обучения программированию с учетом их интересов, склонностей и способностей, способствует удовлетворению познавательных интересов, для учащихся старших классов выполняет задачу профессиональной ориентации. При этом существенно расширяются и возможности выстраивания каждым учеником, посещающим кружок, индивидуальной образовательной траектории.

Цели и задачи программы:

1. Формирование у учащихся структурного стиля мышления.

2. Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию.

3. Формирование навыков и опыта решения олимпиадных задач.

4. Возможность реализовать свои творческие способности.

5. Формирование интереса к профессиям, связанным с программированием

2 группы: учащиеся 6 – 8 классов – младшая группа,

35 уч. часов, (1 час/нед.) – младшая группа вторник 15-15 – 16-00 час.

35 уч. часов, (1 час/нед.) – старшая группа понедельник 16-10 – 16-55 час.

Тематическое планирование

Младшая группа:

Кол-во часов

Введение в программирование. Программа, как способ записи алгоритма

Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса. Операторы и команды

Константы. Переменные. Данные.

Оператор присваивания. Арифметические операции. Вывод результатов на экран

Формат результата. Оценка результата

Ввод данных. Порядок выполнения в программах

Практикум.Задачи линейного алгоритма

Условный оператор If-Then-Else

Оператор альтернативы

Логические выражения в условии

Практикум. Задачи разветвляющегося алгоритма

Циклы с пред - и пост-условием

Практикум. Задачи циклического алгоритма

Массивы. Понятие. Одномерный массив

Практикум. Решение задач по программированию

Зачетное занятие

Планируемый результат: выполнение итоговой практической работы (2-3 задачи повышенного уровня сложности). Отчет

Старшая группа:

Тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Организационное занятие. Техника безопасности

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса

Языки компилируемые и интерпретируемые. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ

Синтаксис и семантика. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках

Данные. Типы данных. Формат результата. Оценка результата

Константы. Переменные. Данные. Оператор присваивания. Ввод данных.

Арифметические операции Вывод результатов

Практикум. Использование среды Turbo Pascal и CodeBlocks

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else

Оператор альтернативы

Логические выражения и операции

Организация программ разветвляющейся структуры

Практикум. Задачи. Программирование алгоритмов с ветвлением

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

Практическая работа: Общий оператор цикла

Массивы. Использование циклов в массивах

Правило вложенных операторов. Схемы Представление программ в виде схем

Практикум. Задачи. Программирование циклических алгоритмов

Строковые переменные. Операции со строками

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

Понятие процедуры в программировании. Понятие функции в программировании

Передача параметров. Объявление подпрограмм. Вызов процедур и функций

Практикум. Решение задач

Программа, как способ записи алгоритма. Общее понятие об алгоритме. Выполнение алгоритма

Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Разбиение задачи на составные части. Библиотека алгоритмов

Стандартные функции. Последовательность решения задачи. Примеры типовых алгоритмов

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Сортировка данных. Сортировка вставками. Обменная сортировка

Пирамидальная сортировка. Метод полного перебора. Комбинаторные головоломки

Обработка строк. Решение уравнений компьютерными методами

Практикум. Решение задач по программированию.

Зачетное занятие

Планируемый результат: выполнение итоговой практической работы(2-3 задачи повышенного уровня сложности). Отчет.

Используемые методы обучения:

проблемное изложение, исследовательский метод,

эвристический метод с иллюстрированием и практической реализацией в среде программирования.

По окончании курса учащиеся должны:

знать:

1. правила представления данных на языке программирования;

2. правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления цикла;

3. правила записи программы;

4. содержание этапов разработки программы: алгоритмизация-кодирование-отладка-тестирование;

уметь:

1. составлять программы решения вычислительных задач;

2. программировать простой диалог;

Целью деятельности кружка является формирование алгоритмического и абстрактного мышления обучающихся, развитие умения самостоятельно составлять алгоритмы и реализовывать их в системах программирования и проектирования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • изучение основ алгоритмизации и программирования на языках C++ и Python;
  • обучение навыкам работы в системах программирования Eclipse, Code::Blocks, QtCreator, IDLE Python;
  • проведение анализа эффективности найденных решений;
  • знакомство с классическими алгоритмами и их реализацией на C++ или Python;
  • обсуждение и разбор олимпиадных задач;
  • подготовка и участие в командных или индивидуальных олимпиадах по программированию

Почему мы учимся программировать на С++ ?

  • Около двух десятилетий C++ находится в тройке лидеров среди компилируемых языков программирования. Поэтому широкая востребованность специалистов С/С++ будет сохраняться еще долгое время
  • Синтаксис С/С++ является основой для многих современных и не менее популярных языков программирования, таких как Java, PHP, C#, Perl, Rust, D
  • Это компилируемый язык со статической типизацией на котором можно создавать программы любого уровня сложности.
  • С++ обладает богатой и мощной стандартной библиотекой включающей классы поддержки контейнеров, алгоритмов, строки, ввода/вывода, математики, локализации и многое другое
  • Доступность. Для С++ существует множество реализаций языка, как бесплатных (GCC), так и коммерческих (Visual C++) и для различных платформ
  • С++ активно развивающийся язык и по сей день! В 2017 году принят новый стандарт языка.
  • В С++ поддерживает множество парадигм программирования, в том числе, ООП (объектно-ориентированное). Но это не означает, что при разработке программист ограничен только одним подходом. В процессе реализации он может использовать различные стили программирования, таким образом, разработка программы превращается в творческий процесс.
  • C++ это огромная страна! Не верите? !

Расписание занятий

  • Вторник
    • Бьерн Страуструп. Язык программирования C++. Специальное издание. Пер. с англ. - Изд. Бином, 2011 г.
    • Дейтел Харви, Дейтел Пол. Как программировать на С++. Изд.: Бином-Пресс, 2008
    • Джосаттис Н.М. Стандартная библиотека C++. Справочное руководство. Вильямс, 2014
    • Дьюхерст С. C++. Священные знания. – Пер. с англ. – СПб.: Символ-Плюс, 2012.
    • Лаптев В. В. C++. Объектно-ориентированное программирование - СПб.: Питер, 2008.
    • Липпман Б. Стенли, Жози Лажойе, Барбара Э. Му. Язык программирования С++. Базовый курс. Изд. 5-е. М: ООО “И. Д. Вильямс”, 2014
    • Прата, Стивен. Язык программирования C++. Лекции и упражнения, 6-е изд.: Пер. с англ. - М.: ООО “И.Д. Вильяме”, 2012
    • Сиддхартха Рао. Освой самостоятельно C++ за 21 день, 7-е изд. Вильямс, 2013
    • Столяров А. В. Введение в язык С++: 3-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2012.
    • Эффективное использование C++. Третье изд. 55 верных советов улучшить структуру и код ваших программ. М.: ДМК Пресс, 2006.

Рабочая образовательная программа для кружков и внеурочной деятельности по информатике и программированию Основы программирования и компьютерного моделирования Задача данной образовательной программы познакомить учащихся с основами и компьютерным моделированием. Язык Си++ выбран за основу изучения так, как его синтаксис используется при , является базисом для многих других современных языков программирования В разделе рассмотрены основные методы и модели: приближенное решение уравнений, регрессии, метод наименьших квадратов, численное решение дифференциальных уравнений, клеточные автоматы, генетические алгоритмы, линейное программирование. В программе предусмотрена тема, посвященная созданию дружественного графического интерфейса GUI. В ходе освоения данной программы учащиеся реализуют мини проекты, закрепляя полученные знания самостоятельной практической работой. Мини проекты могут быть использованы в качестве основы для проектной деятельности для участия в научных конференциях учащихся. Для освоения данной образовательной программы по программированию и компьютерному моделированию необходимо углубленное изучение определённых разделов математики, физики и прочих предметов. Необходимые знания указаны в столбце “Необходимые знания”.Занятие в группах не более 10 человек. Оптимально 6-8 человек. Занятия проводятся в компьютерном классе.

Название темы

Кол-во часов

Теоретическиезнания

Практическиезадания

Необходимые математические и прочие знания

Линейные алгоритмы Переменные.

Знакомство с структурой программы на Cи . Переменные , типы данных. Вод данных и вывод на экран. Задание случайных величин.

Задачи.

1.Решение квадратного уравнения

Знакомство с логическимивыражениями. Операторами if и case .

Знакомство с циклами for , while , Вложенные циклы.

Задачи

1 Вложенный цикл. Расчет площади круга.

Знакомство с одномерными и многомерными массивами. Основные операции ввода вывода массивов. Сортировка поиск наименьшего и наибольших значений, операции с массивами.

Задачи

3.Переводдесятичного массива в бинарный и наоборот.

4.Обмен элементами между массивами (одного элемента, куска массива)

Мини проекты

7.Реализовать игруLife .

9.Моделирование поведения толпы с помощью теории клеточных автоматов

Понятие матрицы. Понятие суммы. Суммирование по нескольким индексам.

Определениесобственныхфункций и процедур. Понятие локальных переменных. Основы процедурного программирования.

Задачи

1.Передача в функцию массива. И расчет значения функции по элементам массива

Основные операторы для графики.Простейшаяанимация.

2.Построение графиков функций.

Мини проекты

3.Рисованиепо заданным параметрам различных фигур.

4 Рисование трехмерных фигур и точек на них по заданным координатам

Свойства трехмерных фигур. Координаты точек в пространстве. Уравнение прямой в пространстве и плоскости. Понятие вектора.

Функции записи и считывания данных с текстового файла.

Задачи

1.Запись и считывание с файла числового массива

Мини проекты

2.Записать показания данных с датчиков микроконтроллера, обработать их вывести статистику.

Основы среды программирование микроконтроллеров. Считывание данных с датчиков.

Знакомство с основами компьютерного моделирования. Основные компьютерные модели. Метод половинного деления. Линеаризация задач. Метод наименьших квадратов.

Задачи

1 Численное решение уравнений. Метод половинного деления

Мини проекты

2Аппроксимация. Регрессия. Метод наименьших квадратов.

3.Моделирование физических процессов.Моделирование движения в вязкой среде.

4.Моделирование физических процессов. (Тяготение, электрические, магнитные поля)

Знакомство со средой программирования микроконтроллеров Arduino .

Считывание данных с датчиков управление сервоприводами и моторами.

Мини проекты

1. Управление манипуляторами

4. Запись данных с датчиковв файлы и обработка статистики передача в Интернет

5. Обмен данными между микроконтроллерами на расстоянии. Дистанционное управление роботами.

Понятия тока, напряжения, закона Ома

Составил рабочую образовательную программу Пашнин Андрей Александрович

Дата публикации: 2016-10-18

Краткое описание: ...

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ "ПОДМОСКОВНЫЙ »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка « ПРОГРАММИРОВАНИЕ »

11 класс

основное общее образование

(Федеральный компонент государственного

стандарта общего образования)

БУП-2004

Составитель : Недвига С.И,

учитель информатики

    2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

    Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

    Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в действующей редакции от 31.01.2012 № 2);

    Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

    Основной образовательной программы основного общего образования ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Положения о рабочей программе педагога ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный»;

    Учебного плана ЧУОДО «Лицей-интернат «Подмосковный» на 2016-2017 учебный год;

Федерального перечня учебников

Курс рассчитан на изучение в 11 классах лицея-интерната "Подмосковный". Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Настоящий календарно-тематический план составлен для 11 класса по программе зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования к.п.н. Н.Д.Угриновича, адаптированной для лицея-интерната «Подмосковный» в соответствии с учебником «Информатика и информационные технологии: Учебник для 11 классов /Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Современному специалисту темы крайне необходимо иметь навыки алгоритмизации, а зачастую, и программирования. Поэтому рассмотрение данной темы возможно на учебном курсе «Программирование на языке Турбо Паскаль». Следует также отметить, что Всероссийские олимпиады для школьников по информатике и тесты Единого государственного экзамена содержат задания на программирование. Таким образом, введение дополнительного 1 ч в неделю на изучение основ алгоритмизации и программирования на языке Турбо Паскаль является необходимым и достаточным условием для реализации задачи обучения и воспитания нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Кроме того, изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна их приоритетных задач современной школы.

Цели и задачи курса

    Формирование интереса к изучению профессии, связанной с программированием.

    Формирование алгоритмической культуры.

    Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному курсу.

    Научить учащихся структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных.

    Приобретение знаний и навыков алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте.

    Освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.

    Развитие алгоритмического мышления учащихся.

    Формирование навыков грамотной разработки программ.

    Углубление знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.

В результате изучения основ программирования учащиеся должны

знать

    Структуру программы на языке Паскаль

    Понятие величины

    Математические функции и операции языка

    Типы данных

    Операторы и их синтаксис

    Правила написания процедур и функций на языке Паскаль; их различия

    Понятие одномерного и двумерного массива

    Алгоритмы поиска и сортировки

Записывать математические выражения на языке Паскаль

Описывать словесно работу операторов

Разрабатывать программы, требующие вложения одного и более операторов

Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах.

Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям.

Описывать, заполнять и выводить массивы

Обрабатывать массивы

    Алгоритм и его формальные исполнители

История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Алгоритм и формализация. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей.

Компьютерный практикум

    Линейный алгоритм.

Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. .

Компьютерный практикум

    Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор»

Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.

Компьютерный практикум

Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы

    Turbo Pascal

Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций. Почему наличие полноценных процедур и функций является принципиально важным для структурно-ориентированного языка высокого уровня. Каковы правила описания процедур в Паскале. Как строится вызов процедур. В чем принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными. В чем отличия между параметрами-переменными и параметрами-значениями, и в каких ситуациях целесообразно использовать те и другие. В чем отличия между процедурами и функциями. Область действия описаний в процедурах. В чем в принципе заключается рекурсия и как она реализована на Паскале. Выделять вспомогательные алгоритмы в сложных задачах. Формировать процедуры и функции. Правильно строить обращения к процедурам и функциям

    Структура программы. Основные операторы

Какие структурированные типы данных есть в языке Турбо Паскаль. Синтаксис операторов. Детали процесса исполнения каждого из операторов. Описывать словесно работу каждого из рассмотренных операторов. Разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации, требующие вложения одного и более основных операторов.

    Логические выражения и отношения

Что такое величина и чем она характеризуется. Что такое операция, операнд и их характеристики; в чем принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных; о таких структурах данных, как множество, запись, файл, стек, очередь, строка. Что может входить в состав арифметического выражения; перечень математических функций, входящих в Турбо Паскаль. О логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях. Записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить.

Как формально определять в программе типы «массив», «строка», «множество», «запись», «файл». Какими свойствами обладают данные указанных типов. Какие операции возможны над величинами указанных типов. При решении содержательных задач, в которых целесообразно пользоваться структурированными данными, адекватно выбирать подходящую из перечисленных выше структур. Пользоваться комбинациями структур данных (типа «массив записей» и т.д.). Воспроизвести алгоритмы сортировки линейных числовых массивов и поиска в упорядоченном массиве. Распространить эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах, массивах записей

    Типы данных

Назначение перечислимого и интервального типов данных. Какие ограничения связаны с этими типами. Примеры программ, использующих эти типы. Создавать перечислимые типы. Описывать переменные перечислимого типа. Разрабатывать программы, содержащие величины перечислимого типа. Строить интервальный тип на базе произвольного порядкового типа.

Требования к знаниям и умениям:

В результате освоения курса учащиеся

должны знать/ понимать :

    сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;

    основные типы данных и операторы (процедуры) языка программирования Турбо Паскаль;

    назначение процедур и функций, их различие;

    принципы работы с текстовыми файлами;

    способы задания элементов массивов;

    методы сортировки массивов и поиска элементов в массиве;

    принципы работы со строками, записями, множествами;

должны уметь:

    разрабатывать и записывать на языке Турбо Паскаль типовые алгоритмы;

    разрабатывать сложные алгоритмы методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);

    использовать текстовые файлы;

    сортировать одномерные массивы и искать элементы заданного свойства;

разрабатывать алгоритмы на обработку строк, записей, множеств .

Количество часов на курс : 11 класс – 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Объем дисциплины и виды учебной работы

В том числе по полугодиям

Общая трудоемкость работы, в том числе:

Тематический план дисциплины

Уроки контроля

Основы алгоритмизации

Основы программирования на языке Turbo Pascal

ИТОГО по ИТ

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет: программирование

Класс: 11

Учитель: Недвига С.И.

Глава, параграф, страницы

Виды деятельности

Дата

проведения

Примечание

План

Факт

Техника безопасности. Алгоритм и его формальные исполнители.

Линейный алгоритм.

Беседа. Работ в тетрадях

Алгоритмическая структура «ветвление»

Беседа. Работа у доски

Алгоритмическая структура «выбор»

Беседа. Работа с учебником

Алгоритмическая структура «цикл»

Базовые понятия языка программирования Turbo Pascal

Устный опрос, работа с учебником

Типы данных

Работа у доски, выдвижение гипотез с их последующей проверкой

Структура программы

Фронтальная работа с классом

Ввод данных

Вывод данных

Практическая работа на компьютере

Операторы присваивания

Беседа

Арифметические выражения

Беседа. Фронтальный опрос

Арифметические операции.

Операторы DIV MOD .

Работа в тетради

Арифметические процедуры и функции.

Типы в арифметических выражениях

Практическая работа на компьютере

Функции TRUNC и ROUND .

Преобразование типов. Переполнение.

Практическая работа на компьютере

Возведение в степень.

Полезные формулы.

Беседа, работа в тетради

Безусловный переход. Оператор GOTO.

Практическая работа на компьютере

Оператор вызова процедуры Пустой оператор. Составной оператор.

Работа у доски.

Логические выражения и отношения. Приоритет операций

Беседа.

Условный оператор IF .

Практическая работа на компьютере

Оператор CASE

Практическая работа на компьютере

Оператор REPEAT

Практическая работа на компьютере

Оператор WHILE

Практическая работа на компьютере

Оператор FOR .

Вложенные циклы.

Беседа. Работа у доски

Описание и использование массивов

Заполнение массива данными

Практическая работа на компьютере

Вывод массива

Действия с одномерными и двумерными массивами.

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Перестановка элементов в массиве

Работа в тетради, у доски

Сортировка массива

Практическая работа на компьютере

Типы данных CHAR и STRING

Практическая работа на компьютере

Операции сцепления

Индивидуальные задания по карточкам, работа у доски

Операции отношения

Практическая работа на компьютере

Контрольная работа

Контроль знаний

Итоговое занятие

Подведение итогов

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Аппаратные средства

    Компьютер

    Проектор

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

    Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

    Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; web -камера; диктофон, микрофон.

Программные средства

    Операционная система.

    Пакет офисных приложений.

    Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

    Антивирусная программа.

    Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

    Простая система управления базами данных.

    Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

    Система программирования.

    Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

    Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

    Язык программирования Турбо Паскаль 7.0.

Пример программы на языке Паскаль.

Нахождение корней квадратного уравнения

Var A, B, C, D, X1, X2: Real;

Begin

Writeln ("Введите коэффициенты квадратного уравнения: a,b,c");

Readln (A,B,C);

D:=B*B-4*A*C;

If D<0 Then Writeln (" Корней нет ! ")

Else

Begin

X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

Writeln ("X1=", X1:8:3, " X2=",X2:8:3)

End;

End.

Список литературы:

    «Информатика: Учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014.

    Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2012

    «Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова, М.Плаксин и др. под редакцией И.Семакина, Е.Хеннера. – М.; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.

    «Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. / Н.Д.Угринович. – М; БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    «Системы счисления и компьютерная арифметика» Андреева Е., Фалина И. - М. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.

    Культин Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2013.

    Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта