Главная » Windows 8.1  » AMIGA vs PC - Основные особенности различных моделей Амиг. Компьютеры Amiga: история бренда, основные модели История бренда Amiga

AMIGA vs PC - Основные особенности различных моделей Амиг. Компьютеры Amiga: история бренда, основные модели История бренда Amiga

"Иллюстрированный компьютерный словарь для чайников" (1995 год).
Определение:
"Amiga ": наиболее технологически продвинутый персональный компьютер, с которым сегодня мало кто хочет иметь дело. Используйте в предложениях: "Я хотел купить Amiga из-за её низкой цены и невероятной цветной графики, но все пользуются IBM PC и Macintosh. Поэтому, чтобы иметь совместимость с остальным миром, я заплатил в три раза больше за Macintosh и получил лишь половину графических возможностей Amiga."

Зарождение идеи

История компьютера Amiga началась в далёком 1979 году, когда компания ATARI Corporation выпустила ATARI 400 и 800. Эти модели были первыми домашними компьютерами, в которых за обработку графики и звука отвечали специальные чипы, разработанные инженером Джеем Майнером (Jay Miner).


Джей Майнер с псом Митчи возле компьютера своей мечты

Судьба творца - создавать что-нибудь новое, причём, иногда, без оглядки на свои предыдущие труды, поэтому Майнер, сразу после выпуска ATARI 400 и 800, предложил компании разработать абсолютно новый домашний компьютер на самом производительном в то время микропроцессоре Motorola 68000. Но у ATARI нашлось множество причин, чтобы отказать своему сотруднику. Главной из них была финансовая: компания потратила большую сумму денег на ATARI 400 и 800, и только-только выпустила их на рынок, поэтому разработка и выпуск новой модели компьютера казалась компании вещью неразумной. В конце концов, ATARI довольно успешно занимала нишу 8-битных систем, и считала, что время 16-битных домашних компьютеров ещё не пришло. Позднее это ошибочное мнение привело к спаду всей игровой индустрии и началу длинного списка неудач ATARI, после чего руководство признало, что их мнение было ошибочным.

Творца, как известно, трудно остановить. Поэтому, не особо расстроившись, Майнер покинул ATARI и устроился работать в компанию Zymos, занявшись разработкой микросхем под индивидуального заказчика. В своих действиях он был не одинок. Группа сотрудников ATARI, среди которых был Лерри Кеплен (Larry Caplan), один из ведущих программистов для компьютера ATARI 2600, подала прошение о повышении зарплаты, и, получив отказ, решила уйти и попытать счастья в собственном бизнесе. Ими 25 апреля 1980 года была организована компания Activision, ставшая к концу 90-х годов одним из крупнейших игровых "гигантов".

В начале 1980 года Лерри Кеплен позвонил Джею Майнеру и предложил основать собственную игровую компанию, на что тот с радостью согласился, ведь только так у Майнера "развязывались руки" и он мог творить, не обременённый приказами свыше.

На пост исполнительного директора Hi-Torro, именно так была названа новая компания, выбравшая в качестве базы город Санта Клара (США), был избран Дейв Морс (Dave Morse), работавший до того времени в компании Tonka Toys.

Джею Майнеру удалось привлечь инвесторов, вложивших в создание игровой системы 7 миллионов долларов. И хотя средства на разработку у Hi-Torro имелись, ей не хватало одной немаловажной детали - хорошо известного бренда на рынке игровых продуктов.

Выход из положения был найден довольно быстро. В компании были созданы два отдела: первый занимался, собственно, разработкой игровой системы, а второй - созданием периферийных устройств и небольших игр для различных компьютерных платформ.

Первым отделом были разработаны два джойстика: Amiga Power Stick и Amiga Joyboard.



Оригинальный Amiga Power Stick (сверху) и его модификация (внизу)

Внешне довольно стандартный Amiga Power Stick являлся, в своё время, одним из наиболее удобных джойстиков, вследствие чего почитался многими владельцами игровых систем ATARI 2600, Texas Instruments TI-99/4a, и ColecoVision. Модификация джойстика была оснащена цифровой панелью с 12 клавишами и двумя двухпозиционными переключателями.


Виртуальная доска Amiga Joyboard

Что касается Amiga Joyboard, его внешний вид был более нестандартным. Одно лишь предназначение джойстика, служить заменителем доски для симулятора серфинга, говорит о многом. Amiga Joyboard, помимо внешнего вида, запомнился ещё кое-чем. Игра "Дзен медитация" ("Zen Meditation"), созданная программистами Amiga Inc. для собственных нужд, позже стала прототипом содержимого сообщения диалогового окна, возникающего при сбое в работе программного обеспечения.


Знаменитое сообщение "Гуру медитирует", возникавшее во время сбоя в программе

В то время как первая команда разработчиков "создавала" бренд своей компании, вторая группа, под руководством Джея Майнера, усиленно воплощала в жизнь его мечту.

"Лоррейн"

Задача, стоявшая перед двадцатью сотрудниками второй группы, заключалась в создании игровой системы с передовыми для того времени графикой и звуком. В отличие от ATARI, занимавшейся разработкой компьютеров и игровых консолей, а также созданием игр к ним самостоятельно, Hi-Torro разрабатывала лишь "железо", тогда как другие компании, Activision и Imagic, например, должны были "заведовать" игровыми продуктами.

Работа над проектом "Lorraine" (названным в честь жены Дейва Морса) была начата в 1980 году. Изначально Лоррейн должна была представлять собой систему, предназначенную исключительно для игр. Такой концепт был необходим лишь для удовлетворения интересов инвесторов, воспринимавших Hi-Torro лишь как компанию-конкурента ATARI.

Но, впоследствии, между инженерами внутри компании разгорелись нешуточные споры по поводу рыночной ориентации разрабатывающегося проекта, вследствие чего было решено создать игровую систему, которая, в случае необходимости, могла быть превращена в полноценный компьютер.






Ранние концепт-арты внешнего вида "Lorraine"

Год 1982-й. Hi-Torro пришлось изменить своё имя, так как к ней, с угрозой судебного разбирательства, обратились юристы японской компании Torro, занимавшейся производством газонокосилок. В результате бывшая Hi-Torro получила название Amiga Incorporated. Примерно в то же время проект "Lorraine" начали называть просто "Amiga" (от испанского "Amiga" - "подружка").

Существует гипотеза, что название "Amiga" было дано компании и компьютеру для того, чтобы они стояли в алфавитном списке компьютерной продукции выше компаний Apple и ATARI. Такой шаг, кстати,в 1976 году предприняла и Apple, выбирая себе название.

Сергей Зуев

История компьютеров «Амига»

Часть вторая: 1995-2006

После смерти Джея Майнера и банкротства компании будущее Amiga оказалось под вопросом.

В поисках хозяина

В начале 1995 года имущество компании стали распродавать, на права обладания популярными торговыми марками претендовали такие гиганты, как Commodore UK, IBM, Dell, Escom, CEI и Samsung. Тендер был выигран немецким гигантом по производству IBM PC-совместимых компьютеров Escom. Новая компания сразу разделила два бренда: Commodore стали продавать обычную периферию к PC (мыши, клавиатуры, колонки и прочее), а подразделение Amiga Technologies – заниматься разработкой Amiga.

Escom сразу объявила, что Amiga не умерла, и наладила новое производство Amiga 1200 и Amiga 4000T. С последними произошла заминка, в продажу они поступили только в феврале следующего года, что подмочило репутацию компании. Для новых машин даже слегка переписали существующую AmigaOS 3.0, дав ей номер версии 3.1. У поступивших в продажу А1200 оказался не «родной» дисковод. Escom устанавливала слегка модифицированные дисководы от IBM PC, из-за чего перестали работать программы, использующие нестандартные загрузчики, напрямую управлявшие контроллером дисковода. Однако этот просчет так и не был устранен.

В 1996 году президентом Amiga Tech. стал староый поклонник Amiga Петро Тищенко. Он объявил о начале разработок новых моделей – Amiga Walker и Power Amiga. Walker, названный в честь самой первой игры для Amiga Mind Walker, имел весьма оригинальный дизайн, похожий на пылесос или на шлем Дарта Вейдера. Внутри он имел процессор MC68030, 2 Мб Chip-памяти, чипсет AGA и мог расширяться через слоты Zorro-3 или, ставшей тогда популярной, шину PCI. Сторонние производители объявили о начале разработок Amiga-клонов. Например, известная в кругах Mac- и Amiga-пользователей компания Phase 5, производящая процессорные карты, видеокарты и прочую периферию, объявила о своем новом компьютере A/Box. Он должен был произвести новую мультимедийную революцию, как и сама Amiga 10 лет назад. Внутри планировалось устанавливать до четырех процессоров PowerPC 604 с тактовой частотой в 200 МГц (максимум – 500 МГц) и до 1 Гб памяти с транфером в 1,6 Гб/с (не сравнимо выше, чем у популярной тогда EDO RAM – 57,3 Мб/с). Но самым главным в этом компьютере должен был стать чипсет. Phase 5 объявила, что весь чипсет будет заключен в одну 128-разрядную и работающую на частоте в 200 МГц микросхему под названием «Caipirinha». Планировалось убрать разделение памяти на две области, сделав единое адресное пространство, поддерживались разрешения до 1600 x 1200 точек на 24 бита с транфером между модулями в 3200 Мб/с. Ко всему прочему обещалась аппаратная MPEG-поддержка, Genlock-совместимый выход, два раздельных видеовхода, аппаратные окна, продвинутый Blitter и DSP-RISC процессор для 3D-графики и видеокомпрессии.

В июле Escom внезапно объявила о продаже своего имущества компании VISCorp, в связи с финансовыми проблемами. Последняя сразу остановила проект Walker и начала выпуск комплектов Amiga Magic, которые представляли собой обычную A1200 с модемом и 100 часами в IBM.net. Однако финансовое положение VISCorp изначально было шатким, поэтому в декабре бренд Amiga был продан очередной фирме Quickpak. Последняя наладила выпуск A4000T с процессорами MC68060 и объявила о своих планах о переносе AmigaOS на процессоры DEC Alpha. Однако и этой фирме не повезло с Amiga, и бренд отошел в руки корпорации Gateway 2000, которая была дружественной с фирмой Microsoft. Подразделение, занимающееся Amiga, переименовали в Amiga International.

Amiga International

Phase 5 провела демонстрацию новых процессорных карт для существующего парка A1200 и A4000 – это были двухпроцессорные карты с MC68040(60) и PowerPC 603e/604e. Помимо этого фирма объявила о том, что работы над A/Box не прекращаются и, если бренд Amiga будет заброшен, то их новые системы с успехом займут нишу Amiga как компьютеры с такой же идеологией. В этом году были представлены видеокарты на базе чипсета Cirrus Logic от той же Phase 5 – CyberVision 64 и от Village Tronic – Picasso IV.

К 1996-97 годам компьютеры Amgia окончательно утратили свои ранее прочные позиции на рынке компьютерных развлечений, но несмотря на это, в этот период произошел бурный рост новых игр. Появились два неофициальных релиза Quake и Myst, которые работали практически как слайд-шоу (3-4 fps), но к концу года фирма ClickBoom официально выпустила оптимизированные версии этих игр.

Подразделение Gateway 2000, занимающееся Amiga, под руководством того же Тищенко в 1997 году объявило о разработке новой операционной системы AmigaOS 3.5. Amiga International объявила, что больше не будет выпускать аппаратное обеспечение, оставив эту прерогативу сторонним фирмам наподобие Phase 5 или PIOS. На рынке сразу появилось несколько Amiga-совместимых машин от Draco, Access, Eagle и прочих производителей. В сентябре 1997 года Gateway объявил о создании нового подразделения Amiga Inc., которое должно было заниматься будущим Amiga. К концу года Phase 5 наконец выпустила свои новые процессорные карты, а некоторые сторонние фирмы (DCE, Micronik) объявили о создании Amiga-совместимых компьютеров нового поколения. Маленькая фирма BlitterSoft анонсировала новый клон BoXeR, который должен был иметь улучшенный AGA-чипсет, выполненный в FPGA и 680x0процессор.

Начало 1998 года было украшено новыми анонсами: Phase 5 выпустила графические адаптеры на базе чипсета Permedia 2 для своих новых процессорных карт, также был объявлен альянс между Phase 5, Blitter Soft и Index Information Ltd. о разработке PowerPC-расширения для BoXeR. 10 марта Phase 5 лицензировала AmigaOS и пообещала, что будет использовать ее на своих новых системах Pre/Box. Поскольку освоить разработку и производство такого сложного комплексного продукта, как A/Box, было достаточно сложно, то решено было для начала выпустить упрощенные системы Pre/Box. По планам они должны были содержать один процессор 680x0 и четыре PowerPC. Index объявила о разработке своего проекта Inside Out. Планировалось сделать PCI-карту для IBM PC, которая содержала бы AGA-чипсет и процессор 680LC60 на 75 МГц.

На программном рынке тоже творилось некоторое оживление: поскольку были открыты исходные коды Doom и Descent, то моментально появились их неофициальные версии для Amiga. Еще один знаменательный релиз – 3Dshooter Genetic Species. Netscape, проиграв в коммерческом соревновании браузеров Microsoft, открыла исходные коды своего браузера, чем вызвала немалый ажиотаж в сообществе пользователей Amiga. Фирмой DiscreetFX была объявлена небольшая награда тому, кто первым портирует NN для AmigaOS. Однако это был сложный комплексный продукт, и первые значительные шаги в портировании уже Mozilla и FireFox осуществляются только в наши дни. Награда же за портирование выросла уже до почти 10 тысяч долларов.

То время было бумом дот-комов и машинно-независимых языков. В середине года было объявлено, что помимо рынка настольных систем, бренд Amiga будет распространяться на рынке встраиваемых и мобильных систем. Для этого начали разработку Java-подобной виртуальной машины AmigaDE. Для настольных компьютеров предлагалось выпустить к 2000 году новую ОС версии 4.0. В качестве ее основы планировалось взять ядро от Linux или от BeOS, но в итоге остановились на варианте QNX. Это было очень быстрое и компактное ядро, которое умещалось в кеш процессора. С процессором новых систем тоже творилась неразбериха. Сначала было объявлено об использовании семейства x86 от Intel, однако большая часть сообщества опротестовала переход на «вражеские» процессоры, и тогда сообщили, что основой будущих компьютеров могут равновероятно стать решения от многих фирм (MIPS, Motorola, Hitachi и пр.)

Следующий год начался со слияния немецкого и американского подразделений, получившийся конгломерат так и назвали – Amiga. На место Тищенко был поставлен Джим Коллас. Сразу было сделано заявление, что компания понимает стремление пользователей Amiga сохранить «дух Amiga» и все дальнейшие усилия компании будут направлены только на это. У Amiga появился новый значимый партнер – Corel, который заявил, что их популярный продукт WordPerfect будет портирован на AmigaOS. Однако программисты Corel отказались работать с чем-либо, альтернативным Windows, за исключением Linux.

Для удобства компьютеры Amiga стали разделять на «классические» и новые системы. Для классики с процессорными картами с PowerPC вышел эмулятор PowerMacintosh – iFusion, превращавший Amiga в iMac. BoXeR продемонстрировал свои новые наработки в области создания Amiga-клона, однако, к сожалению, к концу года проект был свернут. В апреле были анонсированы первые игры для PowerPC и вскоре вышел порт игры с PlayStation WipeOut 2097, а Hyperion выпустила 3Dshooter Shogo. На периферийном рынке анонсировали первые контроллеры USB для шины Zorro, которые впоследствии были отменены, но положили начало новым разработкам в этой области.

В середине года руководство компании подписало соглашение о совместной разработке AmigaDE вместе с Microsoft. QNX разорвала с Amiga всяческие отношения и подписала договор с Phase 5 об использовании своей ОС на новых компьютерах. Phase 5 в свою очередь прекратила разработку проекта Pre/Box и объявила о создании новой, не менее впечатляющей, четырехпроцессорной системы AmiRage K2. Последовал анонс еще двух клонов – Amiga MCC (Multimedia Convergence Computer) от Gateway 2000 и компьютер от неизвестной никому Iwin Corporation. Последняя обещала сделать настоящий клон Amiga с процессором 68060 или PowerPC 604e, 8 Мб Chip-памяти, 3D-ускорителем, 16-разрядным звуком, поддержкой USB и пр., однако после анонса об этой компании больше никто ничего не слышал. К концу года проект Amiga MCC был отменен, и сразу же после этого Microsoft объявила о начале разработки X-Box, что сразу возбудило волну слухов о родственности этих двух проектов.

Возрождение

Поскольку со временем все яснее становилось, что компании Gateway от Amiga нужен только хорошо раскрученный бренд, то в начале 2000 года Tao Group и Amino Development выкупили Amiga. Amino сразу объявила себя новым владельцем Amiga и даже переименовала себя в Amiga Inc.

26 января 2000 года объявила о своем банкротстве фирма Phase 5, разработчик периферии для Mac и Amiga с 12-летним стажем. Это событие окончательно похоронило все надежды сообщества на A/Box, Pre/Box и последние их разработки – компьютер Amirage и процессорные карты на базе PowerPC G3/G4. Права на производство существующих товаров от Phase 5 перекупил известный немецкий завод электронной техники – DCE. На конвейер попали все топовые процессорные карты от Phase 5 и периферия к ним: для A1200 – Blizzard 1240 (процессор 68040), Blizzard 1260 (68060), Blizzard PPC (040/060 + PowerPC 603e); для A3/4000 – Cyberstorm PPC (040/060 + PowerPC 604e); видеокарты BlizzardVisionPPC и CyberVisionPPC. DCE обещала продолжить незаконченные разработки от Phase 5 (например процессорную карту с PowerPC для A2000), однако в последующие годы никаких новых товаров она не выпустила.

Новая Amiga Inc. разделилась на три части:

  • Консульный Совет Amiga – группа Amiga-разработчиков, журналистов, пользовательских групп, и дилеров, которые были отобраны Gateway-Amiga Inc в 1999 году. Amiga Inc. привлекла этих людей, чтобы оценить собственное положение на рынке, используя мнение различных частей сообщества пользователей Amiga.
  • Дилерская сеть Amiga – канал для Amiga-дистрибуторов и дилеров, связывающий их с головной компанией.
  • Сеть поддержки разработчиков Amiga – создана для поддержки (документация, багфиксы и пр.) разработчиков.

2000 год был насыщенным с точки зрения анонса новых продуктов. Бывший состав Phase 5 решил продолжить работу на родном поприще и объявил о создании новой операционной системы – MorphOS. Внутри новая ОС очень походила на классическую AmigaOS, однако коренным ее отличием было то, что MorphOS изначально писалась под процессоры PowerPC. Поскольку слухи о создании новой ОС ходили уже с 1996 года, сообщество весьма негативно отнеслось к этой новости – за последние годы слишком много чего анонсировалось и тут же уходило в небытие. Чтобы разбить эти сомнения, для публичного теста была выпущена очень сырая beta, которая тем не менее работала и даже могла запускать некоторые программы.

Несмотря на отмену дальнейшей разработки BoXeR, на рынке аппаратного обеспечения для Amiga в этом году царил бум новых товаров. Известный наряду с Phase 5 в прошлом производитель периферии Apollo выпустил платы со слотами расширения Zorro4 для переставленных в tower А1200. Zorro-4 – это некий компромиссный вариант между Zorro-2 и Zorro3: шина имеет 24-битную адресацию, как в первом случае, и 32-битную шину данных, как во втором. Польская фирма Elbox начала продавать комплекты Mediator. Эти платы также предназначались для А1200 и предоставляли возможность использовать широко распространенную PCI-периферию вместо дорогих аналогов Zorro (для сравнения – сетевая карта под Zorro стоит 85 $, когда для PCI можно найти аналогичную по параметрам за 5-10 $). Сразу после выхода Mediator, английская компания Eyetech анонсировала их новую разработку – шинный мост + процессорная карта Predator. По обещаниям должна была получиться плата с PCI- и AGPслотами и процессором PowerPC G3, которую также планировалось использовать в tower-версиях A1200.

Известный производитель процессорных карт для PowerMacintosh MetaBox анонсировала новую карту для A1200 на базе процессора PowerPC G3, к сожалению, из-за внутренних проблем эта фирма скоро обанкротилась, оставив после себя только прототип.

Amiga Inc. выпустила на рынок новую ОС AmigaDE и SDK под нее. Для будущих систем, на которых планировалась работа этой ОС, опубликовали спецификацию Zico с системными требованиями. Как было сказано ранее, AmigaDE – это аналог Java, платформонезависимая ОС, которую планировалось использовать в самом широком спектре устройств – от настольных компьютеров до встраиваемой и мобильной техники. Для классических компьютеров совсем неожиданно начала продаваться AmigaOS 3.9. Если OS 3.5 была лишь набором патчей для старых ОС, то OS 3.9 поставлялась с поддержкой PowerPC и набором очень полезных утилит.

Современность

В 2001 году Amiga Inc. анонсировала разработку AmigaOS 4. Это было именно то, чего долгие годы ожидало сообщество. За основу новой ОС взяли исходный код OS 3.x и начали переписывать его под современные требования. Большая часть старой AmigaOS была написана на С, однако были и рудименты в виде кусков на языке BCPL, предшественнике С, и машииннозависимых частей, написанных на ассемблере процессоров 680x0 и под чипсет. Команда разработчиков, занимающаяся новым проектом, обязалась переписать ОС под PowerPC и исключительно на С. Для демонстрации возможностей новой ОС в последующие годы была проведена серия туров по многим странам. Сначала срок выхода планировался на конец 2001 года, затем его отодвинули на 2002 год. С тех пор были выпущены три официальные бета-версии (см. рис. 1), однако дата конечного релиза до сих пор не определена. Единственное, что говорят разработчики – «when it’s done».

Eyetech пересмотрела свои планы по разработке шинного моста к A1200 и выпустила новый компьютер на PowerPC под названием AmigaOne. Позже было выпущено еще несколько моделей этого компьютера, отличавшихся процессорами и форматом плат. Последняя разработка, Micro AmigaOne, представляет собой материнскую плату micro-ITX формата (см. рис. 2). Первые модели поставлялись с дистрибутивом Linux, с возможностью получения бесплатно OS 4, когда она появится в продаже. Позже все владельцы купленных AmigaOne получили по почте все три вышедшие беты, а покупатели новых компьютеров получали их сразу вместе с компьютером. В последнее время (вторая половина 2005 года) Eyetech приостановила производство своих компьютеров, и пока неизвестно, когда она продолжится.

Как OS4-совместимыми было заявлено еще несколько проектов. За период 2001-2005 гг. Elbox выпустила несколько различных версий своих Mediator, в том числе и Mediator 4000 Di, который заменял стандартную Riser Card в Amiga 4000 на новую со слотами PCI. В 2002 году на выставках, посвященных Amiga, была продемонстрирована новая процессорная карта под Mediator с интерфейсом PCI – SharkPPC. Планировалось, что на ней будут устанавливаться процессоры PowerPC G3/G4 с диапазоном тактовых частот в 400-533 МГц. На деле эта карта являет собой слегка переделанную процессорную карту для PowerMac 7200 от Sonnet. Сроки выхода данного продукта объявлялись на день выхода AmigaOS 4. Так как последняя еще не вышла, то сообщество до сих пор ждет этой карты.

В декабре 2004 года известный в своих кругах разработчик аппаратного обеспечения Адам Ковальчик объявил о разработке им процессорной карты для A1200 на базе процессора Freescale 8245 (аналог PowerPC 603e) с тактовой частотой в 400 МГц. На карте планировалось размещать графический контроллер ATI Mobility Radeon, слоты под SODIMM-память, USB и скоростной IDE-контроллер. Помимо всего прочего обещалось очень низкое тепловыделение и прошитый в ПЗУ JIT-компилятор для эмуляции на лету старого семейства процессоров 680x0. То есть новый процессор начинал работать сразу после включения, и можно было бы использовать AmigaOS 3.x, не устанавливая OS 4. После этого анонса последовал год молчания, и вот недавно, в ноябре 2005 года, бельгийский новостной сайт Safir.se смог взять у Адама интервью, в котором сообщается, что работа над процессорной картой кипит и за год слегка поменялись характеристики. Вместо Freescale 8245 планируется устанавливать новый Freescale 5200 с тепловыделением в 1 Вт и с тактовыми частотами в 400466 МГц, слоты под память заменены на распаянные прямо на плате 512 Мб Fast-памяти, а чип от ATI заменился на ноутбучный разъем MiniPCI для видеокарт. Сроки выхода обозначены на момент выхода OS 4. Одно радует – разработчики AmigaOS 4 сообщают, что процесс конечной отладки кода входит в завершающую стадию.

Однако не только OS 4 осталась на рынке операционных систем для Amiga. Помимо классических для всех платформ Linux и BSD, свое развитие получила MorphOS (см. рис. 3).

После развала Phase 5 образовалась новая фирма – bPlan, которая продолжила свою работу на поприще аппаратного обеспечения для Amiga. В 2000 году bPlan опубликовала спецификации их нового компьютера Pegasos, а к февралю следующего года уже выпустила рабочие прототипы своих машин. В качестве центрального процессора использовался PowerPC G3 400 МГц, а в качестве ОС – SuSE Linux 7.0 и MorphOS. MorphOS, как и AmigaOS 4, представляет собой новую операционную систему, которая является клоном OS 3, переписанным полностью под PowerPC.

За прошедшее время Pegasos и MorphOS достаточно сильно развились. Процессор обновили до DualG4 на 1 ГГц, вышло уже две версии Pegasos (см. рис. 4). Под MorphOS разрабатывается и переносится с других платформ разнообразное программное обеспечение. В будущем обещаются новые компьютеры на базе PowerPC Cell, а также суб-ноутбук на базе Freescale 5200.

Но и классическое «железо» не забрасывается. В последние годы Freescale выпустила новых представителей семейства процессоров 680x0 – Motorola Coldfire. Этот процессор также имеет много интегрированных контроллеров, и вот, 17 декабря 2004 года Elbox анонсировала новую процессорную карту Dragon. Конструктивно – это тот же Mediator с AGP, только в один из его слотов вставляется PCI-плата с новым процессором с частотой 266 МГц.

За последние годы для классических Amiga было разработано и выпущено много различной периферии. Немецкая фирма Individual Computers выпускает звуковые карты, контроллеры высокоскоростных (>115200 бод) последовательных портов и многое другое для A1200, E3B выпустила контроллеры USB, появилась в продаже Zorro-сетевая карта Ariadne 2 с возможностью подключения различных модулей.

Среди сообщества за это время назрела проблема новых компьютеров. Классические компьютеры Amiga, как и любая вещь, имеют свой ресурс, и, несмотря на то, что Escom в свое время произвела столько А1200, что до сих пор можно без проблем за рубежом купить новый (никогда не распечатавшийся) компьютер, когда-нибудь и они закончатся. Само сообщество раскололось на несколько частей: приверженцы новых PowerPCплатформ, приверженцы классики и те, кто использует эмулятор WinUAE. Последний, несмотря на не очень хорошую эмуляцию чипсета (проблемы с мерцанием частей изображения, проблема с VBlank, которую невозможно устранить в принципе и пр.), хорошо эмулирует основной процессор 680x0 на скоростях в 5-10 раз больших, чем у флагмана этой серии 68060. WinUAE также может использовать как видеокарту графический контроллер вашего PC, что значительно упрощает использование AmigaOS. Давно зрела идея (BoXeR, IWin) о переносе чипсета от Amiga в современные ПЛМ. И вот совсем недавно, в декабре 2005 года, было объявлено о том, что работа в этом направлении ведется норвежским энтузиастом Деннисом ван Веереном. По его сообщениям, в FPGA перенесено уже около 60% чипсета OCS, а чтобы сообщество, привыкшее к обманам за последнее время, не посчитало его лжецом, в Интернет были выложены фотографии, демонстрирующие работу и (наверное, самое главное) ошибки в работе эмулируемого чипсета.

Надо признать, что несмотря на все трудности, выпавшие на ее долю, Amiga живет и до сих пор пользуется популярностью у немалой части пользователей ПК.

В цифровом мире компьютеры из серии Amiga известны больше других. Но на пике славы они находились совсем недолго. Что же с ними произошло?

В 1985 году компания Commodore International вывела на рынок первую модель своего компьютера - Amiga 1000 . Она была мощнее конкурентных и обладала многозадачным режимом работы.

Впечатляющими на тот момент времени были и ее графические и звуковые возможности. А операционная система AmigaOS 1.0 предлагала привычный современному пользователю оконный интерфейс. Но для домашнего использования устройство было слишком дорогим - его цена составляла $2000 , поэтому продажи данной модели были невелики.

Два года спустя компания Commodore представила общественности новый компьютер Amiga 500 , который был нацелен на домашнее использование и стоил гораздо дешевле. Модель Amiga 500 стала самой продаваемой и довольно быстро обросла огромным количеством поклонников, заработав статус культовой машины.

Amiga 500

Начало производства: 1987 год

Конец производства: 1991 год

Оперативная память: 512 кбайт

Процессор: Motorola 68000 @ 7 МГц

Цена: $2000

Во многом этому поспособствовали компьютерные игры, такие как Defender of the Crown, Speedball 2, Turrican II и другие. Всего для Amiga было выпущено свыше 3000 игр .

А в начале девяностых появился новый тренд: так как копировать игры в то время было проблематично, то весьма активно процветал обмен ими. А с учетом того, что требования таких продуктов к производительности понемногу росли, это была отличная почва для дальнейшего развития Amiga.

Но повторить успех Amiga 500 компания Commodore не смогла. Прямые наследники «пятисотки» - модели 500+ и 600 - не предлагали никаких новых технических разработок, которые оправдали бы выход обновленных компьютеров.

Довольно много популярных игр отказывались работать на новых моделях Amiga, поэтому пользователи попросту возвращали их в магазины. Неправильная маркетинговая политика тоже сыграла большую роль в уходе Amiga с рынка.

Поэтому даже выпуск офисных машин Amiga 1200 и 4000 с инновационными функциями, которые должны были помочь компании Commodore сохранить устойчивость на рынке персональных компьютеров, не позволил выдержать конкуренцию с другими производителями.

Единственный хит

Компания Commodore так и не сумела развить успех модели Amiga 500

Возникшие в 1994 году финансовые трудности привели Commodore к банкротству. Впоследствии все права на производство Amiga прошли через несколько компаний, но возвращение культового компьютера так и не состоялось.

Шкала времени


2015 Эмуляторы

Пользователи, которые испытывают ностальгию по ретро-играм и интерфейсу Amiga OS, могут скачать эмулятор для ПК и смартфонов


Компьютер на базе Linux с процессором Core i7 (Sandy Bridge), 16 Гбайт памяти и GeForce GT430 - последний признак жизни Amiga


1994 Банкротство Commodore

Компания Commodore объявила о своем банкротстве. Выпуск компьютеров Amiga прекращен

1992 Amiga 4000 и 1200

Профессиональные решения с 32-битным процессором и уникальными функциями.

Модель А1200 - более дешевая версия А4000


Офисный компьютер, очень походивший на Amiga 500. В отличие от последнего, данная модель имела внешнюю клавиатуру.

Фото: компании-производители

Запуск и работа эмулятора Amiga под Linux. Введение. Немного истории.

Компьютер Commodore Amiga впервые был продемонстрирован публике в 1984 году. Он проигрывал стерео музыку с потрясающим качеством, графика не имела аналогов по плавности и быстроте. Мнение присутствующих на выставке было: началась новая эра. Управление мышью, безумно удобная операционная система, многозадачность. Продемонстрированная дема под названием “Боинг” показывала шар разрисованный в красно-белые квадраты, который летал по экрану с грохотом ударяясь о стенки. Первая модель Амиги имела номер 1000. Единственная модель, где операционка грузилась с дискеты. Все последующие содержали ядро ОС в ПЗУ. Разработала революционный домашний компьютер группа энтузиастов вложивших в дело все деньги – около 7 миллионов. Двигало ими желание создать самый лучший компьютер в мире. Новые идеи возникали в головах создателей. Чтобы сделать компьютер безумно быстрым был предложен “блиттер” – спецпроцессор освобождавший центральный CPU от задач связанных с выводом графики и очень быстро выводящий и заливающий плоскости любым цветом (до миллиона пикселей в секунду!!!). Другой спецпроцессор тоже освобождал CPU от несвойственных ему задач, заставляя заниматься только логикой программ. Гениальная идея одного из создателей позволила вывести на экран 4096 цветов в режиме HAM (придержи и модифицируй) при мизерном расходе памяти и это во времена, когда стандартным был IBM PC 286 с DOS и 4-х цветным CGA-монитором. Только-только появились якобы революционные 16-цветные видеокарты EGA. Ха. В журнале Amiga Guide было интересное сравнение взятое из книги Дмитрия Михайлова “Амига №1”. Огромный завод где директор вместо руководства носится от станка к станку пытаясь все сделать сам. В Амига же он руководит, а все, включая вывод звука реализовано в железе. Компьютер Амига развивался, но и старое железо имело резервы. Для 8-битного звукового спецпроцессора Paula были написаны новые драйвера AHI благодаря которым звук стал 14-битным. Да и без них мог оцифровывать звуковой сигнал с частотой до 80 000 Hz!

Это и есть знаменитая Commodore AMIGA

Долгое время хотя бы повторить этот уникальный компьютер в эмуляторах было нереально. Он по праву считается одной из самых сложных компьютерных систем для эмуляции. Только когда рубеж x86 процессоров перешагнул 1000 Мн мы, наконец, смогли получить примерное воплощение виртуальной AMIGA. Первый и на сегодня лучший эмулятор AMIGA назывался UAE. Многие по незнанию наивно переводят эту аббревиатуру, как Ultimate Amiga Emulator. Но настоящий перевод… держитесь за стулья (!!!): Unix Amiga Emulator. Конечно же, он впервые появился в *nix-ах! С тех пор мечта запустить непередаваемые амижные игры и бесподобные программы воплотилась в реальность. То, что AMIGA великий компьютер говорит хотя бы факт, что многие мои знакомые с удовольствием даже в 2002 году используют в своей работе удобные и быстрые(!) домашние AMIGA 600 для создания анимации и игр. В этом им с успехом помогает замечательная программа True Briliance. И результат, поверьте впечатляет, а штатная возможность вывода изображения на видеомагнитофон просто великолепна.

Я несколько лет был пользователем лучшего, безумно быстрого, многозадачного и легкого в использовании домашнего компьютера AMIGA600. Но... Я, еще более старый, пользователь IBM PC (альтернативы которому на сегодня практически не существует, но PC постепенно приближается к тому, чем изначально была АMIGA – идеальному домашнему компьютеру. Видео и звуковые платы наконец-то(!) начинают разгружать процессор от несвойственных ему задач).

Начинал с тройки. 386SX40 Mh/ 2 Mb памяти. Видеокарточка худшая на свете Realtek 256 Kb. Звуковую плату тогда обычный пользователь не имел и наслаждался PC Speaker-ом. Думаю, каждый старый РС-шник своими собственными руками придушил бы создателя этого чуда. Можно было купить и 286, но, заняв кучу денег, я наскреб на тройку. Умные люди еще тогда посоветовали мне приобрести Amiga, но… Конечно, безумно много времени я проводил за играми. Такие хиты, как Golden Axe, Flashback, Space Quest, Soccer Kid, Crime Wave мало кого оставят равнодушными. CD-ROM в то время просто ни у кого не было и игрушки переписывались у друзей и знакомых на дискетки. В некоторых играх графика просто изумляла, например в GODS или Joe and Mac, но очень скоро стало ясно, что в любимом мной жанре платформ и shot’em’up почти ничего нет. Из достойных самолетных стрелялок я обнаружил только Tyrian и OverKill.

Игр с кучей движущихся задних планов, как на SEGA , просто не было. Позднее, я приобрел 486. Более серьезная машина, но все повторялось в отношении игрушек. Только стратегии радовали меня в стане IBM PC. Для игр действия эта платформа оказалось слишком слаба. Четверку сменил 133-ий Pentium, разогнанный до 150 Мн по 75-ой шине. Потом K-6 500Mhz сравнимый по быстродействию с Celeron 400.. Далее Celeron 566 разогнанный до 950 Mhz по 112 шине. 192 Mb памяти. Винт IBM на 7,200 и Riva TNT2Pro. Выбор на этот процессор пал из-за возможности серьезно его разогнать.

Впервые я увидел Commodore AMIGA в 1994 году. Показали мне игрушку Alien-3 от Acclaime. Графика оставила странное впечатление, в частности из-за малого количества цветов, но я был поражен плавностью анимации в игре. Такого я раньше не видел. Машина на которой это демонстрировалось – была Amiga 600 с 1 Mb памяти. Это не являлось лучшим образцом, с которого следовало начать знакомство с замечательным домашним компьютером. Но, тем не менее игра производила впечатление, несмотря на то, что:
1. Абсолютно не использовались спецпроцессоры Amiga.
2. Почему то можно было выбирать только музыку или спецэффекты, и это при потрясающем 4-канальном стереопроцессоре AMIGA , звук которого не поддается описанию!!!
3. Графика была просто конвертирована в 32 цвета из общей палитры, при том, что обычно картинки в играх рисуются с использованием определенной палитры, и потом не конвертируются и смотрятся изумительно, а сама AMIGA способна изобразить на экране до 4096 цветов (на Amiga 600) и 260 000 из 16 миллионов (на AMIGA 1200). Игры от Acclame на AMIGA к сожалению все с конвертированной (плохой) графикой. (Mortal Kombat 1,2)

Главным образом оставляла впечатление классная анимация, что неудивительно, т.к. обычная скорость отображения на Amiga 2-D графики 50 FPS. (В 1984 году, напомню.)

Амижная ElfMania: непревзойденная плавность движений!

Следующей игрой был Mortal Kombat от той же Acclame. C цветами было тоже, но... ЗВУК... Я конечно уже давно играл в MK на 386 , а здесь по сравнению с IBM PC мне показалось, что дали другие уши. Я слышал те же знакомые Комбатовские мелодии, но количество инструментов было значительно большим. Как будто вы раньше просто слушали одного скрипача и вот теперь попали на симфонический оркестр.

И второе, что повергло в шок – это скорость. На тройке 40 Mh игра больше напоминала слайд-шоу. После нажатия клавиш можно было только догадываться пройдет ли удар или нет. Все ужасно тормозило. На АMIGA Mortal Kombat просто летал!!! Все было очень плавно и красиво. И ЭТО ПРИ ТОМ, ЧТО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР НА AMIGA 600 – 7 Mhz!!! Секрет заключался в использовании графических суперпроцессоров AMIGA (или так называемого чипсета ECS).

В дальнейшем я продолжал работать на IBM PC , без конца тратя деньги на апгрейд, но игрушки так и не дотягивали до уровня AMIGA. Знакомый по работе сообщил мне, что его товарищ продает Amiga600.

Мы немедленно отправились смотреть новый компьютер. Я вовсе не собирался его покупать, да и с деньгами были проблемы, но хотелось все увидеть и услышать самому. Виденные когда-то MK2 и Alien3 не давали покоя. И вот я у нового знакомого. На столе стоит маленькая и неприметная белая AMIGA подключенная к 14” цветному телевизору. Весь компьютер уместился в клавиатуре. Сбоку отверстие, для установки 3,5” дискет.

– Хочешь посмотреть, что у нее внутри, – спрашивает амижник и не успеваю я возразить, как он ловким движением поднимает верхнюю часть компьютера. Внутри практически ПУСТО!!! Материнская плата с небольшим количеством процессоров. В нее же вставлен жесткий диск. В бок отходит шлейф выходящий наружу. К нему подключен CD-ROM. Дисковод и... ВСЕ. После всех проводных зарослей в обычном PC это производит впечатление. Но главное, конечно, это как компьютер покажет себя в работе. И тут началось, то чего я никак не ожидал от компьютера разработанного в 1984 году.

ИСТИННАЯ многозадачность, когда все просто летает. Нет никакого ожидания, тронул мышку, она сдвигается, несмотря на то, что бы не делал процессор. У пользователя высший приоритет. (Владельцы ОС Linux конечно только пожмут плечами, мол, чему тут удивляться, а вот пользователи Windows непроизвольно сглотнут накатившую слюну) В Windows иногда непонятно, кто хозяин компьютера. Я хочу закрыть приложение, а Windows занята другим и не дает ничего сделать. Так вот на Амиге такого нет. Все реагирует молниеносно. Операционная многозадачная система на Амиге называется AmigaDOS, а графическая ее оболочка Workbench. Что бы загрузиться и нормально работать на Амиге в графической оболочке достаточно, всего лишь одного файла на винте или дискете – LoadWB, размер которого составляет... 1 Kb! Для стабильной работы системы основное ядро зашито в микросхему. При этом у системы WB (WorkBench) потрясающая расширяемость. На винте находятся каталоги. Но это не непонятная каша из названий, как в Windows, а вполне осмысленные компоненты.

Например, в папке (по Амижному – в ящике, т.к. WorkBench переводиться как рабочий стол) DEVS находятся устройства, например, когда разрабатывалась Амига, еще не было CD-ROM, тем не менее, это не мешает амижникам пользоваться этим девайсом, ведь в папке DEVS мы поместили файл, который рассказывает системе, что это за устройство CD-ROM, а в папке L хранится файл с описанием файловой системы CD-ROM. Если завтра появится какой-нибудь CD-RUM не нужно будет переписывать OS, просто напишут 2 файла и кинут их в нужные ящики. Есть ящики для русификации и т.д. Ящик DataTypes содержит типы данных. К примеру, при добавлении в этот ящик файла с описанием формата BMP или PCX WorkBench сможет своими средствами показывать нам изображения в этих форматах. Т.е. получается, чем больше размер операционной системы, тем она круче. На IBM такое же соотношение верно для Linux и неприемлемо для Windows. Как видим, здесь применен так называемый способ расширения плагинами (plug-in). И это притом, что система разрабатывалась в 84? А шкуры хотите менять в WorkBench, как в WinAMP. Так откуда собственно идея сворована догадались? А истинный плаг–н-плэй откуда. На Амига он называется автоконфигурацией. Поддержка мыши в WorkBENCH сделана аппаратно, т.е. никаких драйверов, ничего. Движение ее необычайно плавны, т.к. данные о перемещении курсора подаются и обновляются по DMA каналу с чудовищной скоростью. Разрешение экрана даже на телевизоре может быть 1200 на 512. Амига имеет стереовыход на 2 стерео-канала и видео выходы (НЧ, RGB и ВЧ), записать результаты своих трудов на видеокассету необычайно легко. Обычные DD дискеты 720 Кб на Амига форматируются на 880. А нестандартными методами на 1049. Для АМИГА не имеет большой разницы заархивирован исполняемый файл или нет. Она запустит любой. Только при запуске сжатого экран будет мерцать, сообщая, что файл сжат программой PowerPacker. Названия файлов на Амига могут быть любой длинны с практически любыми знаками препинания. На Амига в окнах отображаются не файлы, а их иконки, но иконки есть не у всех файлов, только у тех которые необходимо видеть пользователю (например, запускаемые). Т.е. если я открою ящик, то увижу всего одну иконку, на которую щелкну мышкой тем самым, запустив программу, а не кучу файлов, в которых полчаса нужно искать запускаемый. Если мне нужно увидеть все файлы, можно выбрать в верхнем меню WB пункт “Показать все файлы”.

WorkBench на AMIGA.

Окна в WB могут располагаться в несколько слоев и сдвинув один экран вниз мы увидим под ним другие экраны или запущенные программы. И второй момент – программы на AMIGA с абсолютно аналогичной графикой как на IBM PC имеют размер на порядок меньше. Например, LightWave на AMIGA занимает 9 Mb , а на PC – 80 Mb. Игра Reunion на IBM PC – 24 Mb , на AMIGA – 4 Mb. Более того, игры которые на AMIGA идут с 1Mb памяти, например Stardust, на IBM – конверсии не имеют самых красивых уровней и требует 8 (!!!) Mb оперативной памяти. Не говоря уже о том, что на AMIGA 7Mh, а на PC требуется не ниже 486 с 66 Mhz. Поэтому собственно понятно желание играть не в конверсии, а в родные амижные игры под эмулятором. АMIGA устроена так, что центральный процессор в основном занят тем, что просто распределяет задачи и высчитывает логику, вывод же графики вешается на специализированные сверхбыстрые микросхемы (например процессор блитер умеет рисовать миллион!!! точек в секунду, и мы говорим не о современном компьютере), а звук идет по DMA каналу вообще не используя центральный процессор! В Амигу входит даже Risc процессор!!! Он умеет отлеживать ход луча, в результате чего на экране при одном экранном разрешении можно отображать окна, объекты, спрайты В ДРУГИХ разрешениях. Чисто визуально, если сравнить скорость AMIGA600 7 Mh с IBM PC , то это будет Pentium 133 Mhz. После всего вышеописанного необходимо понимать, что для эмуляции этого чудо-компьютера требуются супермощные IBM PC. На 950 Mh Celeron п о ч т и не тормозит. Но я забегаю вперед. Итак, знакомый запустил мультимедийную программу и стал показывать фотографии в 4096 цветах, причем они не просто показывались, а вылетали, сворачивались и крутились вокруг оси. При этом еще раньше он запустил одной задачей проигрываться музыку, и поэтому все происходило под потрясающее звуковое сопровождение. Музыка была цифровая, в формате MOD (родной амижный формат). Потом он показал файл–менеджер Directory Opus 4 (аналог Norton Comander). Файлы перетаскивались мышкой и т.д. На IBM до сих пор нет ни одного менеджера сравнимого с Dopus. И, наконец, очередь дошла до игр.

Первую игру, которую мне показали – была Brain The Lion. Бежит львенок на задних ногах, бьет лапой, собирает алмазы. Встречаются магазины, где можно купить разные полезности. Но графика. Это было восхитительно. Движущиеся с разной скоростью фоны (планы), спецэффекты скалинга и ротации (увеличения-вращения) в призовых секретных уровнях. А цвета!!! Все было очень красиво. Великолепная ОБЪЕМНАЯ музыка звучала из колонок с множеством стереоэффектов. Я был просто потрясен.

Следующей игрой был Chaos Kid от фирмы Ocean. Энергичная музыка в стиле техно, невероятная плавная графика. Движущиеся фоны. Спецэффекты. Но главное музыка была динамической. Т.е. при попадании в воду звук становился приглушенным, без высоких частот, а при выпрыгивании из нее снова обретал ясность и чистоту. Главный герой, вооруженный дубиной должен был добраться до конца уровня уничтожив определенное количество взрывающихся цветов и обитателей этого мира. Кроме того, на Амиге я встретил множество так любимых на ZX Spectrum игр, но с несравненно более крутой графикой и звуком. Например, Freddy Hardest in South Manhatten, Myth, Barbarrian 1,2,3, Satana, AMC, Elite, Dizzy и т.д.

В начале я хотел просто посмотреть на Амигу в действии, но к исходу дня не мог представить, как можно жить без такой замечательной домашней машины. В итоге, через 2 недели была приобретена Amiga 600 с 2 Mb памяти и винтом на 20 Мб. Все это обошлось мне в $100 и я ни разу не пожалел о покупке. В 2002 году я продал свою AMIGA (из за появления перфектных эмуляторов) за те же $100, но много лет спустя! Новые владельцы очень рады своей покупке и днями на пролет (да и ночами) проходят красочные игровые миры часто обрадовано сообщая, что, наконец-то прошли незабвенный и жутко красивый Cedric, а музыку из него записали на магнитофон и слушают. Музыка там действительно великолепна, что-то типа Enigma. Вообще, если сравнивать по качеству графики, то лучшие игры с АМИГА красивее, чем лучшие игры на 2D-игровых автоматах. Но очень близки. Что может быть в графическом плане лучше, чем, например Lion Heart на AMIGA?

(Продолжение следует)

Трудно представить более любимый и почитаемый пользователями ПК, чем Amiga. Этот опередивший свое время домашний компьютер подарил нам демосцену, трекерную музыку, механизм plug’n’play и, конечно же, AmigaOS, операционку, которая в форме независимого AROS продолжает развиваться и по сей день. Но действительно ли это заслуживающая внимания система, а не просто ностальгический проект фанатов Amiga?

Немного истории

В 1982 году, когда миром персональных компьютеров правили Apple II, Atari 400 и IBM PC на процессоре Intel 80186, бывшие инженеры компании Atari во главе с Джеем Майнером (Jay Miner) начинают разработку принципиально нового компьютера, который должен был оставить далеко позади все остальные ПК того времени.

Так в 1985 году на свет появляется Amiga 1000, действительно революционный компьютер, способный выводить на экран изображение разрешением 640 ✕ 512 и 4096 цветов, воспроизводить стереозвук из четырех независимых аппаратно микшируемых каналов и одновременно работать с несколькими приложениями, запущенными в многозадачной операционке с оконным интерфейсом.

Модель Amiga 1000 была оборудована развитым видеопроцессором Denise, который позволял работать с восемью аппаратными спрайтами (в том числе привязать спрайт к мыши для отображения курсора без лагов при перемещении), плавно скроллить экран и даже накладывать изображения друг на друга с использованием альфа-канала.

Amiga стоила вдвое дешевле, чем сравнимый IBM PC на 286-м процессоре, - две тысячи тогдашних долларов против четырех. И при этом не оставляла ему никаких шансов на конкуренцию в сфере мультимедиа. Не удивительно, что Amiga быстро завоевала популярность среди обычных пользователей и компаний, работающих с графикой и звуком.

Не последнюю роль в популярности Amiga сыграла AmigaOS, написанная с нуля операционка с микроядерной архитектурой. AmigaOS была многозадачной, то есть позволяла работать сразу с несколькими приложениями и четко разделяла ядро на множество мелких компонентов, которые загружались в память независимо друг от друга. Каждый компонент выполнял определенную функцию (драйверы, файловые системы и так далее), а взаимодействовали они с помощью каналов.



Amiga стремительно завоевывала популярность, поэтому, кроме Amiga 1000, в последующие годы было выпущено множество других моделей компьютера, включая еще более дешевую модель Amiga 500. Далее последовала Amiga 2000 с пятью слотами расширения и функцией Autoconfig (которая больше известна нам в реализации Microsoft под названием plug’n’play), Amiga 3000 с более производительным процессором и большим объемом памяти и, наконец, Amiga 4000, способная отображать 262 144 оттенка.

Вместе с Amiga развивалась и AmigaOS. Версия 2.0, выпущенная в 1990 году для Amiga 1200 и 3000, избавилась от яркой палитры, стандартизовала пользовательский интерфейс и позволила разработчикам создавать развитые графические интерфейсы с помощью объектно ориентированного API BOOPSI (Basic Object Oriented Programming System for Intuition).

В версии 3.0 появилась концепция datatypes, очень похожая на трансляторы BeOS/Haiku. Datatypes позволяли добавлять в систему поддержку новых типов файлов созданием библиотеки, реализующей специальный API. После этого все приложения, как системные, так и сторонние, могли работать с этим типом файлов.

В 1995 году, вскоре после выпуска версии 3.1, компания Commadore, выпускавшая Amiga, обанкротилась, а права на операционку начали переходить из рук в руки. Через шесть лет разработку ОС продолжила компания Haage & Partner (версии 3.5, 3.9), а с версии 4.0 ей начала заниматься Hyperion Entertainment.

Последняя на сегодняшний день версия Amiga OS 4.1 Final Edition Update 1 была выпущена 31 декабря 2016 года, но работать она может только на машинах с процессорами PowerPC: Blizzard PPC, AmigaOne, Pegasos II, Samantha. Фактически это уже не настоящая Amiga, а вполне стандартные «башни», выпускаемые разными компаниями. К тому же даже самые мощные из них остаются далеко позади современных x86-систем.

Причудливая архитектура AmigaOS

AmigaOS родилась аккурат в то время, когда в мире начала распространяться идея микроядерной ОС. Суть идеи заключалась в том, чтобы вынести большинство компонентов ядра из привилегированного адресного пространства памяти в пользовательское, а для связи между ними использовать типизированные каналы. Такая архитектура гарантирует, что, если в драйвере мыши (или любом другом драйвере или компоненте ядра) будет допущена ошибка, которая приведет к его падению, он не потянет за собой все ядро, а просто упадет, как обычное приложение, и его можно будет перезапустить.

Многие разработчики ОС тогда отвергли эту идею по причине слишком серьезных издержек. При обмене данными компоненты ядра уже не могли просто передать указатель на буфер, содержащий данные. Им приходилось копировать данные из пространства ядра в пространство пользователя и обратно множество раз. Из-за этого работа ядра замедлялась и возрастало количество дорогих в плане процессорного времени операций переключения контекста.

Разработчиков AmigaOS эти ограничения не остановили, да и не могли остановить. В процессоре Motorola MC68000 просто не было модуля MMU, который бы позволил разделить адресное пространство процессов и ядра. Как следствие, бесконечное копирование памяти уже не требовалось, а переключений контекста не существовало как класса.

Так AmigaOS стала микроядерной ОС, в которой использование микроядра не имеет никакого смысла. Из-за отсутствия блока MMU доступ к страницам памяти никак не разграничивался, и операционка могла упасть не только из-за ошибки в драйвере, но и по причине бага в обычном приложении! Программисту достаточно было всего лишь ошибиться в адресе перехода или записать данные немного не туда, и привет, Guru Meditation (местный «экран смерти»)!

AROS

Пока крупные компании делили шкуру убитой Commadore и спорили, кому принадлежат права на исходники AmigaOS, небольшая группа разработчиков решила воссоздать операционку с нуля и портировать ее не только на оригинальную Amiga, но и на стандартный IBM PC. Так появилась (AROS Research Operating System), открытая ОС, полностью совместимая на уровне исходного кода с Amiga 3.1 и бинарно совместимая с ПО для Amiga, если установить ее на одну из оригинальных моделей Amiga.

Icaros можно юзать как в режиме Live CD, так и установив на жесткий диск или флешку. Операционка прекрасно работает внутри VirtualBox, а при запуске на реальном железе использует аппаратное 3D-ускорение адаптеров GeForce 5+ и Intel GMA. Также поддерживается USB 2.0 и ряд наиболее распространенных сетевых адаптеров.

Продолжение доступно только участникам

Вариант 1. Присоединись к сообществу «сайт», чтобы читать все материалы на сайте

Членство в сообществе в течение указанного срока откроет тебе доступ ко ВСЕМ материалам «Хакера», увеличит личную накопительную скидку и позволит накапливать профессиональный рейтинг Xakep Score!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта