Главная » Windows 7 » Программа по информационной культуре школьников. Программа «Основы информационной культуры у младших школьников. К концу освоения данного курса

Программа по информационной культуре школьников. Программа «Основы информационной культуры у младших школьников. К концу освоения данного курса

Информационная компетентность студентов - одно из требований, предъявляемых Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Изучение феномена информационной культуры студентов показывает, что, несмотря на интенсивное развитие науки об информационной культуре студентов, определенной его трактовки не существует. Это объясняется, по мнению Н. Б. Зиновьевой, «многомерностью и сложностью самого феномена, многоаспектностью его рассмотрения и ограниченным временным отрезком его исследования».

Информационная культура студентов представляет собой сложную, генетически и социально детерминированную систему, неотъемлемую от общечеловеческой культуры, интегративное личностное образование квалифицированного специалиста, которое характеризуется наличием у него совокупности способов познания в информационной среде, норм поведения в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Основы информационной культуры личности студентов посредством информационно-образовательной среды библиотеки представляет собой непрерывный процесс, в котором сочетаются когнитивный (познавательный), технологический (навыки применения информационных технологий), аксиологический (мотивационно-ценностный) и личностный (эмоциональный) компоненты.

Постоянное совершенствование профессиональной подготовки специалистов требует от студентов формирования и развития целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. От умения добычи знаний качественно нового содержания по освоению инноваций зависит повышение эффективности учебного процесса. Важнейшая способность, которую должен приобрести студент в вузе - это способность учиться, самостоятельно добывать знания и творчески мыслить. От этого будет зависеть его профессиональное становление. Научиться учиться, самостоятельно работать и творчески мыслить - важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время быстро устаревают. Формирование общей культуры студентов относится к одной из приоритетных задач высшего образования, а уровень культуры человека, сформированный в студенческие годы, определяет благополучие в его профессиональной деятельности. В связи с этим проблема формирования информационной культуры студента приобретает особое значение. Следует отметить, что эта проблема в последнее время живо обсуждается на страницах печати с различных точек зрения. Информационная культура студента представляет собой в широком плане инструмент освоения нового по выбранной специальности. Она представляет собой неотъемлемый фрагмент культуры и является одной из составляющих профессионального мастерства. Исследования по информационной культуре представляют собой обширный материал, затрагивающий различные сферы человеческой деятельности с различных позиций. Под информационной культурой в ее инновационном аспекте понимается профессионально-значимое личностное качество студента, которое обеспечивает эффективное, рациональное, этически взвешенное взаимодействие с информационной средой в процессе освоения новшеств и служит средством перевода внешне заданной информации в личный инструмент преобразовательной деятельности. Развитие науки, общественных отношений, колоссальный объем новой информации и новых информационных технологий во всех сферах человеческого бытия вносят свои коррективы и в проблемы профессиональной подготовки специалистов. Вхождение в мировое сообщество государств дает возможность выхода в открытое информационное общество. Все это требует иначе, под другим углом зрения посмотреть на проблему совершенствования профессиональной подготовки специалистов. В условиях открытого информационного общества и единого образовательного пространства формирование информационной культуры будущего специалиста, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства, становится актуальным.

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, т.е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Такой подход мотивируется тем, что с развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если раньше причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, то сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры. А это означает, что в ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

В современных условиях чрезвычайно важна роль библиотеки как информационного центра, осуществляющего хранение и передачу человеческих знаний, духовных ценностей, зафиксированных на различных носителях информации. Важнейшим условием формирования информационной культуры будущего специалиста является обеспечение доступности информации, в том числе через создание единого информационного пространства. Реализация этих условий обеспечиваются новыми информационными технологиями, что в первую очередь предполагает высокий уровень грамотности общества. Мировой опыт доказывает, что существенный вклад в решение этих задач могут внести библиотеки, развивающие свои информационные функции на основе современных технологий. Можно выделить четыре аспекта: усиление значения библиотеки как собирателя и хранителя фонда зафиксированной на носителе информации; повышение роли библиотеки как источника библиографических данных о публикациях; расширение форм библиотечного обслуживания; становление библиотеки как своего рода учебного центра по привитию читателям информационной грамотности.

Современные требования к процессу подготовки специалистов требуют новых инновационных подходов к подготовке кадров по всем специальностям. Современный специалист должен владеть всеми новыми информационными технологиями, позволяющими ему находить и использовать нужную информацию. С учетом этого целесообразно было бы ввести в учебные планы специальный курс «Информационная культура специалиста». В процессе преподавания дисциплины можно заложить основы информационного мировоззрения, решать задачи вооружения будущего специалиста методологией и методикой работы с информацией, преподавать основные понятия информационного общества, что помогло бы ему органично влиться в культуру этого общества и стать его полноправным членом. Цель курса - формирование и развитие информационной культуры студента, как важнейшего компонента уровня образованности, стремление к библиографическому общению, понимание важности общения с целью обмена информацией. В результате у студента развиваются: отношение к информации; личная потребность в усвоении основ информационной культуры; умение самостоятельно осуществлять поиск информации и устранять информационный дефицит; способность взаимодействовать с информационной средой; способность создавать и использовать персональные поисковые системы; умение воспринимать и оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности и солидности источника.

Библиотека в меняющейся информационной реальности должна сохранить свое место посредника в коммуникационном мире. Происходит рост потребностей в информационных консультантах, специалистах по работе со специфическими читательскими категориями и со специфичными фондами. В такой ситуации значительно возрастает значение информационной функции библиотеки и сферы библиографической деятельности.

Обсуждение проблем информационной культуры личности имеет для всех библиотек, в том числе и вузовских, очень большое значение. Главным фактором, определяющим роль вузовской библиотеки в деле повышения информационной культуры личности студента, является тот огромный информационный потенциал, который заложен в объеме и характере фондов, разнообразном по видам, формам, содержанию; справочно-поисковом аппарате, включающем в себя фонд справочно-библиографических пособий, электронные и карточные каталоги и картотеки; накопленный опыт справочно-библиографического обслуживания различных категорий читателей; использование в работе новых информационных технологий.

Говоря о роли библиотеки и библиографии в формировании информационной культуры личности студента, следует отметить, что многое зависит от уровня развития самой библиотеки и качества технологических процессов в ней. Стратегия развития библиотеки должна быть направлена, прежде всего, на постоянное совершенствование деятельности путем учета передового библиотечного опыта мира. Появление новых носителей информации, интенсивное внедрение техники и средств телекоммуникации в деятельность библиотек дает библиотекарю широкие возможности играть центральную роль в информатизации общества.

Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» МБОУ «Усть-Бюрская СОШ» составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г., №1,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено Согласовано Рассмотрено на

Директором зам.директора заседании МО

МБОУ «Усть-Бюрская СОШ» по УВР

_________________________ ___________________ ______________________

«____»____________201 г «____»____________201 г «____»____________201 г

Рабочая программа библиотекаря - педагога

Куклина Светлана Константиновна


«ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ»

1-11 класс

С.Усть-Бюр,2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В современном обществе идеи гуманизации образования и приоритета интересов личности определили новое содержание целей образования, моделирующего такие качества личности, которые влияют на её саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

Перед школой стоит очень сложная задача – целенаправленно формировать у учащихся знания и умения в области поиска, обработки и практического использования информации, поступающей из различных источников. Но формирование культуры работы с информацией нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики. Такое понимание проблемы сталкивается с серьёзной преградой – низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечёт за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.

Книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством духовного и интеллектуального развития учащихся. Чтение и книга пронизывают всю систему образования, не научившись работать с текстом, нельзя получить образование. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Составной частью читательской культуры являются библиотечно – библиографические знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность выхода за рамки учебного пособия, расширения их информационного пространства через использование других видов печатной продукции.

Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» даёт возможность обучения не только в теоретическом аспекте, но и практическом, так как предполагает макет совместной деятельности школы и библиотеки в направлении развития информационной культуры детей.

Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» МБОУ «Усть-Бюрская СОШ» составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г., №1, «Программа для 4-го класса» Библиотека в школе, 2004 г., №13, «Программа для учащихся 5-6 классов» Школьная библиотека, 2002, №2.

Курс «Основы информационной культуры школьников» предназначен для учащихся 1-11 классов.

При составлении программы учитывался тот факт, что часть необходимых знаний, умений и навыков учащиеся приобретают на уроках информатики, литературы и других, а также при посещении массовых мероприятий библиотечно-информационного центра.

ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА

Цель предлагаемого курса – сформировать у ребят. потребность обращаться к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека

Темы урока сопровождают учебный процесс по русскому языку, истории России, Древнего Мира, Средних веков, истории мировой и художественной культуры.

Каждая тема включает теоретическую часть, задания для учащихся, список литературы.

Большая часть занятий предусматривает проведение практических работ, которые можно выполнить в классе, в библиотечно-информационном зале или дома, индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека.

Уроки построены интересно, эмоционально, доступно по содержанию и предполагают активное участие самих ребят.

ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА

· дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентрируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

· раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

· дать представление о книге как художественно – историческом памятнике в контексте мировой культуры, культуры России;

· сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий;

· развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;

· привить любовь к книге.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Освоение детьми программы «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

К КОНЦУ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

· знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;

· понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов, определённых программой;

· уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

· вести информационный диалог через умение читать;

· уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска;

· ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеке.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАЗВИТИЕ У УЧАЩЕГОСЯ:

Отношения к информации;

Личной потребности в усвоении основ информационной культуры;

Умения самостоятельно осуществлять поиск информации;

Устранять информационный дефицит;

Способности взаимодействовать с информационной средой, моделировать собственное информационное поведение, прокладывая путь от неизвестного к известному;

Способности создавать и использовать персональные поисковые системы;

Способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника;

Стремления к библиографическому общению, пониманию важности общения с целью обмена информацией и умения поддерживать деловые контакты.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.Курс рассчитан на 34 часа. Отдельные темы в программе повторяются, это оправдано усложнением материала и форм работы с учётом возрастных особенностей

Тематический план

Раздел, тема

Форма проведения

Всего часов

всего

теор

практ.

Начальная школа.

1 класс

Экскурсия в библиотеку «Книжкин дом»

Урок-экскурсия

Правила и умение обращаться с книгой.

Беседа-рассказ

Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки.

Творческий урок

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации.

Библиотечный урок

Громкие чтения

2 класс

Книга – великое чудо.

Урок-презентация

Выбор книг в библиотеке.

Громкие чтения

Детская периодическая печать

Библиотечный урок

Урок-практикум

3 класс

Структура книги.

Библиотечный урок. Тест

Урок-практикум

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество

Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Выставка-конкурс

Будь, здорова книжка!

«Книжкина больница»

Громкие чтения

4 класс

Будь, здорова книжка!

Библиотечный урок

История письменности.

Библиотечный урок

Библиотечный урок

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет.

Беседа, практикум, Интернет

Основная школа

5 класс

Библиотечный урок

История возникновения книги.

Урок-презентация

6 класс

Библиотечный урок

Библиографическая игра

7класс

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии

Библиотечный урок

Словарь-вселенная в алфавитном порядке

Библиографическая игра

8 класс

Библиотечный урок

Библиотечный урок

9класс

Критическая литература.

Библиотечный урок

Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы.

Библиотечный урок

Средняя школа

10 класс

Библиотечный урок

Библиотечный урок

11 класс

Библиотечный урок

Поиск информации в Интернете.

Библиотечный урок

Итого:

Содержание темы : Книжкин дом Знакомство со школьной библиотекой, формирование интереса к книге. Экскурсия по школьной библиотеке . Термины «библиотека», «абонемент», «читальный зал», «читатель», «библиотекарь». Знакомство с книжными выставками, тематическими полками, картотеками, периодической печатью. Основные правила пользования библиотекой. Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.

Правила обращения с книгой . Формирование у детей бережного отношения к книге. Книжные выставки «Книга благодарит», «Книга жалуется».

Изготовление книжки-малышки, закладок – практические уроки.

Книга в жизни человека . Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Практикум.

Выбор книг в библиотеке.

Детская периодическая печать. Познакомить с Выбор книг в библиотеке

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.

Структура книги.

Твои первые энциклопедии, словари и справочники . Понятие об энциклопедии, словарях, справочниках. Энциклопедия «Что такое,кто такой?.Энциклопедические словарики.Их структура:Алфавитное расположение материала.

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги.

История письменности.

Поиск информации в справочной литературе.

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум

Какой я читатель. Моя библиотека . . Анкетирование.

История возникновения книги.

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии .

Словарь-вселенная в алфавитном порядке.

Фонд библиотеки и его структурные подразделения Знакомство с понятием справочная литература, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.

Технология подготовки реферата . Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления

Критическая литература . Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления Содержание темы.Правила оформления. Практикум.

Библиография и её значение в жизни общества . Библиотека как информационно-поисковая система (урок-консультация).

Создание вторичных документов . Основные приёмы свёртывания информации. Подготовка рецензий,отзывов на книгу . Интернет как источник информации.

ФОРМА РАБОТЫ

Индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
- групповые консультации, беседы;

Лекции об информационной системе и правилах ее использования;
- экскурсии по школьной библиотеке;

Проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
- библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
- игровые мероприятия, такие как библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.

Творческие уроки, громкие чтения,урок-презентация и др.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

· тестирование;

· анкетирование;

· поисковая работа;

· самостоятельная работа;

· письменные работы (реферат, отзыв, ведение дневника, рецензия);

· составление плана, тезисов, списков литер

Календарно-тематический план

1-11 класс

1 час в неделю

Часов в год

п/п

Тема

урока

Элементы

(основные понятия урока)

Требования

(компетенции )

Форма проведения

Оборудование

Дата

план

факт

Чудо, имя которому книга

Книжкин дом

Основные правила пользования библиотекой.

Знать об основных правилах пользования библиотекой. Знать понятия «пользователь», «документ», «источники», «информация».

Урок-экскурсия

Выставка по теме «Книга благодарит»,

Правила обращения с книгой.

Основные правила обращения с книгой.

Иметь представление об основных правилах обращения с книгой

Беседа-рассказ

Выставка по теме «Книга жалуется».

Изготовление книжки-малышки, закладок,

Основные правила изготовления книжки-малышки, закладок

Иметь представление о

О книжке малютке и книжной закладки

Творческий урок

Раздаточный материал

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации

Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Иметь представление о Элементах книги: обложка, титульный лист, иллюстрации

Библиотечный урок

Индиви-

дуальный раздаточный

материал

Иметь представление о детских произведениях

Громкое чтение

Книжная выставка «Любимые книжки»

2 класс

Книга – великое чудо. Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент).

История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски). История создания основных источников информации в прошлом. Тест №1.

Иметь представление о клинописи, папирусе, пергаменте, книге, кассете, магнитных дисках

Урок-презентация

Мультмедий-ная презентация

Выбор книг в библиотеке.

Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

Иметь представление о

выборе книг в библиотеке

Библиотечный урок, урок-практикум

Иметь представление о детских произведениях

Громкие чтения

Выставка по теме

Детская периодическая печать

Детская периодическая печать. Познакомить с Выбор книг в библиотеке «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

Иметь представление о

детской периодической печати

Библиотеч-

ный урок

Индиви-

дуальный раздаточный

материал

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.

З нать содержание прочитанных книг.

Урок-практикум

Книжная выставка «Золотая полка»

3 класс

Структура книги.

Строение книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление). Тест №2 «Строение книги».

Иметь представление о элементах книги

Библиотеч-

ный урок. Тест

Индиви-

дуальный раздаточный

материал

Твои первые энциклопедии, словари и справочники.

Детская энциклопедия открытий. Что такое? Кто такой? Назначение. Структура энциклопедий. Урок-практикум.

Иметь представление о структуре энциклопедий

Урок-практикум

Индиви-

дуальный раздаточный

материал

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице».

Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Иметь представление о

писателях и художниках в одном лице

Выставка-конкурс

Книжная выставка

« Детские писатели Е.И.Чарушин и В.И.Сутеев»

Будь, здорова книжка!

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист.Практикум.

Иметь представление

«Книжкина больница»

Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».

Иметь представление о детских произведениях

Громкие чтения

Кн.выставка по теме

4 класс

Будь, здорова книжка!

Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Урок-практикум.

Иметь представление

представление о простейших операциях по ремонту книг

Работа в «Книжкиной больнице»

Книжная выставка «Эти книги, лечим сами».

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги.

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Иметь представление о

структуре книги, справочном аппарате книги.

Библиотечный урок

Индивидуальный раздаточный материал

История письменности.

История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация.

Иметь представление о истории письменности.

Библиотечный урок

История письменности на Руси

Поиск информации в справочной литературе

Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари их назначение.

Знать о справочных изданиях.

Библиотечный урок

Роль информации в современном мире.

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум.

Иметь представление о

информационных ресурсах, культуре, документе, Интернете

Беседа, практикум, Интернет

Информационные ресурсы, культура, документ, Интернет

5 класс

Какой я читатель. Моя библиотека

Экскурсия в школьную библиотеку . Анкетирование.

З нать понятия читатель, библиотека

Библиотечный урок

Электронная презентация,

кн.выставка

История возникновения книги.

Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги).

Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3.

Иметь представление о

знания об истории создания основных источников информации.

Урок-презентация

Электронная презентация

6 класс

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии

Знакомство с понятием история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.

Знать

Библиотечный урок

Кн.выставка

«Справочная литература.»

Словарь-вселенная в алфавитном порядке

Знания об истории создания основных источников

Знать историю создания основных источников

Библиографическая игра

Электронная презентация

7 класс

Справочная литература. Отраслевые словари и энциклопедии

Знакомство с понятием история создания основных источников, с толковыми и орфографическими словарями русского языка и с универсальной Детской энциклопедией, отраслевыми энциклопедиями серии «Я познаю мир», «Новая энциклопедия», «Узнай мир» и др.

Знать понятие Справочная литература

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

Словарь-вселенная в алфавитном порядке

Знания об истории создания основных источников

Знать историю создания основных источников

Библиогра-фическая игра

Книжная выставка «Слово о словарях»

8 класс

Фонд библиотеки и его структурные подразделения

Школьная библиотека, как информационный центр школы. Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека

Знать понятия абонемент, читальный зал, отдел хранения. Медиатека

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

Технология подготовки реферата.

Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления Содержание темы.Правила оформления. Практикум.

Знать правила оформления реферата.

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

9 класс

Критическая литература. Творческий труд читателя. Реферат и правила его оформления

Знать правила оформления реферата.

Библиотеч-

ный урок

Электронная презентация

Использование библиографичес-ких пособий при поиске и выборе литературы.

Выбор литературы по

библиографическим пособиям

Знать понятия библиографических пособий

Библиотеч-ный урок

Книжная выставка «Библиогра-фические пособия»

10 класс

Библиография и её значение в жизни общества

Знать понятие библиография

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

Поиск информации в Интернете.

Знать понятие Интернет

Библиотеч-

ный урок

Электронная презентация

11 класс

Создание вторичных документов

Основные приёмы свёртывания информации. Подготовка рецензий, отзывов на книгу. Интернет как источник информации.

Технология подготовки доклада, реферата

Знать понятие вторичные документы, рецензия,

отзыв на книгу, интернет

Библиотеч-ный урок

Электронная презентация

Поиск информации в Интернете.

Интернет как источник информации.

Технология подготовки доклада, реферата

Знать понятие Интернет, доклад,реферат.

Библиотеч-

ный урок

Электронная презентация

Литература

1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Антипова, В.Б. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

3. Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы / М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

4. В гостях у детских писателей: сценарии мероприятий и праздников / авт. - сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

5. Годовой круг в школьной библиотеке: сезонные забавы, беседы, праздничные программы / авт. – сост. А.А. Егорова. – Волгоград: Учитель, 2011.

6. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1: обучение школьников основам библиотечно – библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 класс / Сост. Е.В. Илдаркина. – 3-е изд., стер.- М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

7. Илдаркина, Е.В. Мастер – классы для школьных библиотекарей / Е.В. Илдаркина,- 2-е изд., стереотипное. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

8. Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт. – сост. М.А. Багаева. – Волгоград: Учитель, 2011.

9. Кузнецова, Н.И., Мещерякова, М.И., Арзамасцева, И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. – М.: «Баллас», «С – Инфо», 1995.

10. Лавренова, Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – С-П.: «Паритет», 2002.

11. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 2. Спецкурсы, методики работы, библиотечные мероприятия / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

12. Мастер – классы для школьных библиотекарей. Вып. 3: методические рекомендации, мероприятия по направлениям воспитания, библиотечно-библиографические олимпиады / Авт.-сост. Е.В. Илдаркина, В.Б. Антипова. – М.: Издательство «Глобус», 2010.

13. Основы информационной грамотности школьника: программа, занятия с учащимися 5-6 классов / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежкова.- Волгоград: Учитель, 2011.

14. Павлов, И.П. Про твою книгу: Научно-популярная литература / рис. и макет Б. Буракова. – Л.: Дет. лит., 1991.

15. Подросток в библиотеке: взрослеем вместе с книгой: дискуссионные видеосалоны, тематические дни / авт.-сост. Т.М. Плохотник. – Волгоград: Учитель, 2011.

16. Праздничный весёлый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт. – сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007.

17. Прохоренко, И.Ф. Литературные викторины для младших школьников / И.Ф. Прохоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

18. Путешествие в Читай – город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З.А. Чурикова, М.А. Багаева, И.А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009.

19. Соколова, Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

20. Справочник школьного библиотекаря / О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

21. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

22. Школьному библиотекарю о семейном чтении. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

города Можги Удмуртской Республики

Рабочая программа

по факультативу

«Основы информационной культуры школьника»

Составлена на основе учебно-методического комплекса для учащихся

общеобразовательных учебных заведений,Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова, Москва, 2014 г.

г. Можга, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, следует выделить несколько основных задач:

    Дать представление учащимся о книге и библиотеке.

    Дать представление учащимся о современных информационных технологиях

    Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

    Знакомство со способами ориентировки в «море литературы» и умением выделять главное и второстепенное.

    Расширить читательский кругозор, знакомя с различной (по читательским интересам) литературой. Правила знакомства с книгой, способы ее описания.

    Развитие коммуникативных навыков. Развитие опыта публичного выступления. Умение работать в группах.

Факультативный курс «Основы информационной культуры» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний. Создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: урок-беседа, урок-лекция, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, игровые формы, тесты.

Общая характеристика учебного курса

Программа «Основы информационной культуры школьника» построена в соответствии с принципами:

    научная обоснованность и практическая целесообразность;

    возрастная адекватность;

    необходимость и достаточность информации;

    практическая целесообразность.

Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, типах и видах документов, библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества, алгоритме поиска информации в различных источниках.

Основные методы обучения:

фронтальный метод;

групповой метод;

практический метод;

познавательная игра;

ситуационный метод;

игровой метод;

соревновательный метод;

активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

чтение и обсуждение;

урок-беседа;

творческие домашние задания;

практические занятия;

урок-лекция;

конкурсы (рисунков, рассказов);

сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

мини – проекты.

Описание места учебного курса в учебном плане

Преподавание программы «Основы информационной культуры школьника» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, наряду с познавательной и речевой деятельностью, выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера.

Программа «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на 34 часов, включая 25 часов информационных и 9 практических занятий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания конкретного учебного курса

Освоение детьми программы «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Личностные результаты:

Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Определять и формировать цель с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

Ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

Обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

Учиться работать в группе, паре.

Предметные результаты:

Воспринимать на слух художественный текст;

Знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;

Понимать значение терминов, определенных программой;

Ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

Иметь представление о различных видах информации.

Метапредметные результаты:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

В том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Основное содержание учебного курса

«Основы информационной культуры личности»

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» (1 ч)

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представлений об информации. Виды информации по способу восприятия органами чувств (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное). Книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии и др. документы как источники, содержащие различные виды информации. Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной информации в жизни общества и отдельного человека.

Тема 1.2. Виды информации (1 ч)

Многообразие информации, окружающей человека. Виды информации по различным основаниям деления: по типам носителей информации, по сферам деятельности, по областям наук. Виды информации по типу носителя: традиционная (книги, газеты, журналы и др.); электронная (интернет-сайты, СД и DVD - диски, флэш-накопители и др.).

Тема 1.3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества (1 ч)

Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах.

Классификация первичных документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений о справочных (справочники, детские энциклопедии, отраслевые энциклопедические словари) документах. Углубление представлений о периодической печати (газеты, журналы) для младших школьников. Электронные периодические издания для младших школьников.

Тема 1.4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации (1 ч)

Углубление представлений о свертывании и развертывании информации. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания. Представление о вторичных документах как результатах свертывания информации.

Развертывание информации по ключевым (опорным) словам на примере научно-познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей.

Тема 1.5. Библиотеки как источники информационных ресурсов (1 ч)

Развитие представлений о библиотеке. Назначение детской и школьной библиотеки. Структура детской и школьной библиотеки. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотеки. Правила пользования открытым доступом к книжному фонду. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского билета, читательского формуляра, книжного формуляра.

Тема 1.6. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека (1 ч)

Представление о сущности понятий: «Интернет», «веб-сайт», «портал», «поисковая система». Опасности, связанные с использованием Интернета. Понятие об информационной безопасности личности.

Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.

Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие книги (на примере сборника стихов, сказок, рассказов, басен). Алгоритм выполнения адресного поиска документа в электронном каталоге.

Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов. Понятие фактографической информации, Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения.

Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Понятие тематической информации. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме. Правила формулировки тематических запросов. Систематический каталог и его структура. Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге.

Тема 2.4. Особенности поиска информации в Интернете (1 ч)

Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам. Представление о Яндексе как крупнейшей российской поисковой системе и интернет-портале.

Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.

Тема 3.1. История создания книги. Первая печатная книга на Руси (1 ч)

Тема 3.2. Структура книги. (1 ч)

Элементы книги

Тема 3.3. Справочно-поисковый аппарат книги (1 ч)

Тема 3.4. Книга со страницы на сцену (3 ч)

Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги. (для младших классов)

Тема 3.5. Что? Где? Когда? Как и почему (2 ч)

Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки.

Тема 3.6. Медиатекст как объект иналитико-синтетической переработки (1 ч)

Тема 3.7. Анализ медиатекста (1 ч)

Мультфильм как объект анализа. Классификация мультфильмов. Анализ мультфильма (на примере мультфильма «девочка и Медведь» и одной из серий российского детского мультсериала «Маша и Медведь»).

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

Тема 4.1. Технология подготовки планов готовых текстов (2 ч)

Общее представление о плане как систематизированном перечне разделов, подразделов и т.п. элементов, характеризующих содержание какого-либо документа или текста. Различение планов по объекту планирования. План как краткая форма записи прочитанного.

Тема 4.2. Технология подготовки планов создаваемых текстов (2 ч)

Представление о плане как средстве конструирования создаваемого текста. План как заранее намеченный порядок, последовательность рассмотрения текста, систематизированный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Использование плана при подготовке письменных, творческих работ: сочинений на заданны, описаний, сказок, рассказов, докладов рефератов и т.п.

Тема 4.3. Технология подготовки учебных рефератов (1 ч)

Многозначность понятия «реферат». Учебный реферат как результат самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся, раскрывающий суть исследуемой проблемы; содержащий различные точки а также собственные взгляды на нее. Примерная структура учебного реферата: титульный лист, введение, основная часть с делением на главы (разделы) и параграфы, заключение список литературы, приложения. Правила оформления учебного реферата.

Тема 4.4. Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада (1 ч)

Доклад как типичный вид публичной речи. Требования к докладу как устному выступлению: раскрытие темы доклада; выражение позиции выступающего; установление контакта с аудиторией; выразительность речи; соответствие отведенному времени (регламенту). Электронная презентация как мультимедийный документ и средство повышения выразительности выступлений и докладов, убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Требования к электронной презентации, сопровождающей доклад.

Тема 4.5. Технология подготовки электронных презентаций (2 ч)

Электронная презентация как набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле. Представление о возможностях программы Ро wer Point для подготовки мультимедийной презентации.

Тема 4.6. Технология подготовки традиционных писем (1 ч)

Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Отличительные признаки письма как текста. Правила написания писем.

Тема 4.7. Технология подготовки электронных писем (1 ч)

Роль электронной переписки и электронных писем как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта (е- mail ) как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной Сети. Сходство традиционных и электронных писем.

Тема 4.8. Технология подготовки отзывов на литературные произведения (1 ч)

Представление об отзыве как обоснованном мнении о чем-либо прочитанном, увиденном, услышанном, представленное в виде письменного текста. Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Структура отзыва на литературное произведение.

Тема 4.9. Технология подготовки отзывов на мультфильмы (1 ч)

Структура отзыва на мультфильм. Выражение собственного мнения и личной оценки мультфильма как обязательный элемент отзыва. Технология подготовки отзыва. Самостоятельное составление отзыва на мультфильм.

Тема 4.10. Технология подготовки биографий (2 ч)

Представление о биографии как о жизнеописании выдающихся людей, основанном на фактическом материале. Структура текста биографии. Самостоятельное составление биографии путешественника (полководца, писателя " и т.п.).

Планируемые результаты изучения учебного курса

Знать

    основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;

    основные понятия и термины.

Уметь

    самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

    вести информационный диалог через умение читать;

    самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска и ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки;

    анализировать художественный текст, используя простейший алгоритм анализа текста;

    формулировать информационный запрос и работать по заданному алгоритму.

Применение этих навыков на практике позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

К алендарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание уроков

(по темам)

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Примечания

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Введение.

Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

Виды информации

Многообразие информации, окружающей человека.

Знакомство с презентацией. Умение работать с различными источниками информации

Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

Понятие о первичных и вторичных документах.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Углубление представлений о свертывание и развертывании информации.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя

Библиотеки как источник информационных ресурсов

Развитие представлений о библиотеке. Структура библиотеки.

Умение работать с различными источниками информации. Умение структурировать учебный материал

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека.

Область применения Интернета. Правила безопасной работы.

Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном документе.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном факте.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Тематический поиск и алгоритм его выполнения

Понятие тематической информации. Правила формулировки тематических запросов.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Особенности поиска информации в Интернете.

Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую информацию по заданным ключевым словам.

Умение работать с текстом, находить в нем главное.

Решение тестовых заданий

Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

История создания книги. Появление книгопечатания.

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Структура книги

Элементы книги

Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя

Справочно-поисковый аппарат книги

Первичный документ как объект анализа. Справочно-поисковый аппарат книги.

Умение структурировать учебный материал

14-16

Книга со страницы на сцену

Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги.

17-18

Что? Где? Когда? Как и почему?

Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки. «У страха глаза велики»

Умение работать с различными источниками информации.

Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки

Представление о медиа как средствах массовой информации (СМИ). Виды медиатекстов.

Работа с текстом и электронным приложением

Анализ медиатекста

Мультфильм как объект анализа. Анализ мультфильма.

Умение сотрудничать в совместной деятельности

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

21-22

Технология подготовки планов готовых текстов

Алгоритм составления плана готового текста.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

23-24

Технология подготовки планов создаваемых текстов

Алгоритм составления плана создаваемого текста.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки учебных рефератов

Учебный реферат как результат самостоятельной работы учащихся

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада

Доклад как типичный вид публичной речи. Электронная презентация как мультимедийный документ. Требования к докладу и презентации.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

27-28

Технология подготовки электронных презентаций

Алгоритм подготовки электронной презентации.

Умение работать с презентацией

Технология подготовки традиционных писем

Письмо как средство общения людей. Структура письма.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки электронных писем

Роль электронной переписки в современном мире.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки отзывов на литературные произведения

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки отзывов на мультфильмы

Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся. Структура отзыва.

Умение работать с различными источниками информации.

33-34

Технология подготовки биографий

Правила оформления и редактирования биографии.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Название документа ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОЛЬНИКА Программа для учащихся 5-6 классов.doc

Департамент образования Администрации Кемеровской области
Управление образования городской Администрации
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»

ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

Программа для учащихся 5-6 классов

составитель программы:
Бединская
Елена Алексеевна
заведующая библиотекой
общеобразовательной школы № 37
г. Ленинска-Кузнецкого

Ленинск-Кузнецкий
2000 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:

    Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.

    Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее.

    Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.

    Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.



Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ - доктору педагогических наук, профессору Н.И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г.А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение


Основные понятия курса.

5. Методы работы с книгой.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс

Введение (1 ч)

Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.

    Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).


Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).

    История возникновения информационных ресурсов общества.

Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)






Практические занятия.

    Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).





Значение вторичных источников информации.

    Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).





Практические занятия.

    Методы работы с книгой (9 ч).



Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).

    Простейшие формы переработки информации (4 ч)




Правила оформления.

Итоговое занятие (1 ч).
Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.

Выявляются знания полученные в ходе занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).

    Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).

Основные задачи курса.

Кодирование информации (история и современность).

    Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).




Практические занятия.

    Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).



Практические занятия.

    Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).



Практические занятия.

    Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).


Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч)

Современные информационные технологии. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.

    Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256 с.

    Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с.

    Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

    Гецов Г.Г. Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.

    Гранин П.П., Бондаренко С.М., Канцевая Н.А. Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с.

    Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.

    Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с.

    Николаева А.П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.

    Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47.

    Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.

    Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Информатика

Описание:

Пояснительная записка

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.
«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры» (Н.И. Гендина).
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника».
Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:

  1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
  2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее.
  3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.
  4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ - доктору педагогических наук, профессору Н.И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г.А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс


Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение

1. Информационная культура школьника.
Основные понятия курса.
2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее).
3. Информационные ресурсы современного общества
4. Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки.
5. Методы работы с книгой.
6. Простейшие способы переработки информации.

Итоговое занятие


ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс

Введение (1 ч)

Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.

  1. Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).

    Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса.
    Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).

  2. История возникновения информационных ресурсов общества.

    Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)

    История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).
    Основные знания о книге (структура).
    Основные знания о других носителях информации.
    Основные информационные центры.
    Культура оформления и хранения основных источников информации (книжные, аудиовизуальные, машиночитаемые).
    Практические занятия.

    Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).

    Общие представления о разнообразии информационных потоков.
    Документальные источники информации.
    Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы.
    Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно-популярная и справочная литература).
    Значение вторичных источников информации.

    Библиотека - информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).

    Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиотека.
    Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).
    Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов.
    Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку.
    Практические занятия.

    Методы работы с книгой (9 ч).

    Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление).
    Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования).
    Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).

    Простейшие формы переработки информации (4 ч)

    Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение.
    Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями.
    Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты).
    Правила оформления.

    Итоговое занятие (1 ч).
    Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.

    Выявляются знания полученные в ходе занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Наименование темы

всего

учебные занятия

практические
занятия

Введение

1. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника.
2. Информационная среда школьной библиотеки.
3. Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
4. Самостоятельная работа ученика (пользователя) при розыске документа и его переработка.
5. Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователя информации.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).

Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).

Основные задачи курса.
Расширение знаний об основных понятиях курса (информационная потребность, информационный запрос, виды документов).
Кодирование информации (история и современность).

Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).

Возможности школьной библиотеки как информационного центра. Знакомство с понятием «библиография», «библиографическая информация». Практическое применение библиографической информации (библиографические пособия). Расширение представлений о вторичных документах.
Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (справочные издания, алфавитный и систематический каталоги, картотеки).
Посещение детской библиотеки (знакомство с каталогами и картотеками).
Практические занятия.

Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).

Читательская деятельность подростков в контексте социологических исследований.
Информационные потребности шестиклассников. Влияние учебной, познавательной деятельности на содержание информационных потребностей. Использование различных источников информации для приобретения и расширения знаний по предмету (учебная, научно-популярная, справочная литература). Значение справочного аппарата книги, отработка навыков использования (структура построения; значение предисловия, послесловия, комментариев, приложения).
Практические занятия.

Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).

Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
Правильность формирования информационного запроса. Формирование умений поиска информации (адресный, фактографический и тематический запросы). Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-познавательной деятельности школьников.
Практические занятия.

Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).

Культура мышления. Организация рационального чтения. Знакомство с видами чтения. Роль и значение периодических изданий (периодические издания для школьников). Культура чтения периодики. Современные носители информации (разнообразие видов и форм), возможности их использования учащимися.
Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч)

Современные информационные технологии. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Андреев О.Х., Хромов Л.Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.

    Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. - М: Книжная палата, 1987. - 256 с.

    Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 1996. - 158 с.

    Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

    Гецов Г.Г. Рациональные приемы с книгой. - М: Книга, 1975. - 109 с.

    Гранин П.П., Бондаренко С.М., Канцевая Н.А. Как учить школьников работать с учебником. - М: Знание, 1987. - 92 с.

    Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А.Г. и др. - М: Дрофа, 1996. - 136 с.

    Лезер Ф. Рациональное чтение. - М: Педагогика, 1980. - 156 с.

    Николаева А.П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. - 2-е изд. - М: Просвещение, 1982. - 191 с.

    Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. - 1988. - № 6. - с. 41-47.

    Рыбина Е.Ф., Томашева Е.Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. - М: Книга, 1984. - 256 с.

    Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М, 1987. - 145 с.

Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.
«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача — научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры» (Н. И. Гендина).
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника».
Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:

Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.

Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.

Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ — доктору педагогических наук, профессору Н. И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г. А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс

Наименование темы

Всего

Учебные занятия

Практические
Занятия

Введение

1. Информационная культура школьника.
Основные понятия курса.
2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее).
3. Информационные ресурсы современного общества
4. Библиотека — информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки.
5. Методы работы с книгой.
6. Простейшие способы переработки информации.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс

Введение (1 ч)

Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.

Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).

Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса.
Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).

История возникновения информационных ресурсов общества.

Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)

История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).
Основные знания о книге (структура).
Основные знания о других носителях информации.
Основные информационные центры.
Культура оформления и хранения основных источников информации (книжные, аудиовизуальные, машиночитаемые).
Практические занятия.

Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).

Общие представления о разнообразии информационных потоков.
Документальные источники информации.
Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы.
Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно-популярная и справочная литература).
Значение вторичных источников информации.

Библиотека — информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).

Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиотека.
Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).
Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов.
Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку.
Практические занятия.

Методы работы с книгой (9 ч).

Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление).
Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования).
Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).

Простейшие формы переработки информации (4 ч)

Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение.
Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями.
Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты).
Правила оформления.

Итоговое занятие (1 ч).
Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.

Выявляются знания полученные в ходе занятий.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Наименование темы

Всего

Учебные занятия

Практические
Занятия

Введение

1. Информационная культура — путь к последующей самообразовательной работе школьника.
2. Информационная среда школьной библиотеки.
3. Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
4. Самостоятельная работа ученика (пользователя) при розыске документа и его переработка.
5. Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователя информации.

Итоговое занятие

ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс

Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).

Информационная культура — путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).

Основные задачи курса.
Расширение знаний об основных понятиях курса (информационная потребность, информационный запрос, виды документов).
Кодирование информации (история и современность).

Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).

Возможности школьной библиотеки как информационного центра. Знакомство с понятием «библиография», «библиографическая информация». Практическое применение библиографической информации (библиографические пособия). Расширение представлений о вторичных документах.
Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (справочные издания, алфавитный и систематический каталоги, картотеки).
Посещение детской библиотеки (знакомство с каталогами и картотеками).
Практические занятия.

Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).

Читательская деятельность подростков в контексте социологических исследований.
Информационные потребности шестиклассников. Влияние учебной, познавательной деятельности на содержание информационных потребностей. Использование различных источников информации для приобретения и расширения знаний по предмету (учебная, научно-популярная, справочная литература). Значение справочного аппарата книги, отработка навыков использования (структура построения; значение предисловия, послесловия, комментариев, приложения).
Практические занятия.

Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).

Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
Правильность формирования информационного запроса. Формирование умений поиска информации (адресный, фактографический и тематический запросы). Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-познавательной деятельности школьников.
Практические занятия.

Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).

Культура мышления. Организация рационального чтения. Знакомство с видами чтения. Роль и значение периодических изданий (периодические издания для школьников). Культура чтения периодики. Современные носители информации (разнообразие видов и форм), возможности их использования учащимися.
Практические занятия.

Итоговое занятие (1 ч)

Современные информационные технологии. Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев О. Х., Хромов Л. Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. — М: Просвещение, 1991. — 160 с.

Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. — М: Книжная палата, 1987. — 256 с.

Гейн А. Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. — М: Просвещение, 1996. — 158 с.

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. — Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.

Гецов Г. Г. Рациональные приемы с книгой. — М: Книга, 1975. — 109 с.

Гранин П. П., Бондаренко С. М., Канцевая Н. А. Как учить школьников работать с учебником. — М: Знание, 1987. — 92 с.

Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А. Г. и др. — М: Дрофа, 1996. — 136 с.

Лезер Ф. Рациональное чтение. — М: Педагогика, 1980. — 156 с.

Николаева А. П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. — 2-е изд. — М: Просвещение, 1982. — 191 с.

Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. — 1988. — № 6. — с. 41-47.

Рыбина Е. Ф., Томашева Е. Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. — М: Книга, 1984. — 256 с.

Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. — М, 1987. — 145 с.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта