Главная » Windows 7 » О предоставлении ук, тсж данных о работниках операторам связи. Передача оператору связи персональных данных сотрудников Списка лиц использующих его пользовательское оконечное оборудование

О предоставлении ук, тсж данных о работниках операторам связи. Передача оператору связи персональных данных сотрудников Списка лиц использующих его пользовательское оконечное оборудование

Про "вайфаи" и паспорта

Граждане России очень не любят читать законы, зато очень любят смотреть телевизор и паниковать. Это нормально - далеко не все являются экспертами в области юриспруденции. Досадно, что экспертами не являются ни чиновники в основной массе, раздающие невнятные "толкования" законодательной инициативы, ни (поголовно) журналисты, которым лишь "жареные факты" подавай. Пример с запретом персональных данных - подтверждение тому, что и среди экспертов в области ИБ нет единого мнения относительно происходящего. Читатели могут возразить почти классической фразой: "не может быть, чтобы все вокруг были не правы, а ты, Волков, один прав". Что ж, в этот раз - я не один: вместе с Михаилом Емельянниковым мы обсудили "вайфай-истерию", внимательно прочитали постановление Правительства РФ №758 от 31.07.2014 и сопутствующие нормативные акты, и пришли к следующим выводам.

Предположим, что вы - учредитель общества с ограниченной ответственностью, которое владеет кафе, и у вашего ООО есть договор с оператором связи на "предоставление доступа к информационным системам телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет". В кафе вы установили несколько беспроводных точек доступа: в кабинетах - для ваших рабочих компьютеров, в зале - для клиентов с личными устройствами и публичных компьютеров (вы приобрели и установили их для тех, у кого нет личных устройств). Таким образом, у вас есть две категории пользователей - ваши сотрудники и клиенты заведения, использующие две категории устройств - личные и служебные (принадлежащие ООО). Внимание, вопрос: кого из них нужно пускать в Интернет по паспорту, и нужно ли это делать вообще?

Пункт 1 ПП-758 вносит изменения в " Правила оказания универсальных услуг связи ", согласно которым "оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа осуществляетсяоператором универсального обслуживания после проведения идентификации пользователей ". Журналисты, а следом - и граждане, конечно, зацепились за текст, выделенный жирным шрифтом, совершенно не вдаваясь в подробности, кто такой "оператор универсального обслуживания", что такое "пункт коллективного доступа", какое отношение к этим определениям имеет кафе и его владелец и распространяются ли на него "Правила оказания универсальных услуг связи". Но мы с вами, конечно, вдадимся и посмотрим в ст. 57 и 58 Федерального закона "О связи" . Посмотрим и почитаем, и вот к чему придем.

Пункт (точка) коллективного доступа - это место, которое специальным образом организовано для предоставления универсальных услуг связи населению (телефония, информационные киоски, передача данных, Интернет и т.д.). Оператор универсального обслуживания, имеющий, помимо лицензии, еще несколько условий для того, чтобы считаться таковым, оказывает универсальные услуги связи, на него и распространяются "Правила оказания универсальных услуг связи". Является ли кафе "пунктом коллективного доступа" или "точкой доступа"? Нет, потому что его организовал не "оператор универсального обслуживания" для оказания "универсальных услуг связи", а вы - индивидуальный предприниматель, в своих личных интересах, и на вас п. 1 ПП-758 не распространяется . О чем, собственно, и говорили некоторые СМИ , в пылу страстей не замеченные большинством "паникеров".

Однако расслабляться рано: в ПП-758 есть еще п. 2 и 3, которые вносят изменения в " Правила оказания услуг связи по передаче данных " и " Правила оказания телематических услуг связи ". Оба этих документа распространяются на операторов связи, имеющих соответствующие лицензии. Хотя интернет, "телематические услуги связи" и "передача данных" в понимании "технаря", что называется, "одного поля ягоды" - лицензируются они по-разному. Однако и в том, и в другом случае оператор связи теперь обязан идентифицировать пользователя даже при "разовом" подключении но, опять же - в пункте коллективного доступа .

Расслабились? Снова рано. Помимо идентификации абонента в ПКД, изменения предписывают оператору внести изменения в договора на предоставление услуг передачи данных и телематических услуг связи, к которым относится Интернет. Поэтому, в ближайшем будущем вам, учредителю ООО, имеющего договор с оператором, придет дополнительное соглашение, в котором будет присутствовать пункт приблизительно следующего содержания:

"Заказчик обязан не реже одного раза в квартал предоставлять Исполнителю заверенный уполномоченным представителем Заказчика список лиц, использующих пользовательское (оконечное) оборудование Заказчика , включая фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность ".

Получается, что идентификации пользователей по паспорту не избежать? Давайте разбираться. Что такое "пользовательское (оконечное) оборудование"? В "Правилах...", ссылки на которые приведены выше, приведены два определения. Для услуги передачи данных:

"абонентский терминал" - пользовательское (оконечное) оборудование, используемое абонентом и (или) пользователем для подключения к узлу связи сети передачи данных с помощью абонентской линии

Значит, пользовательское (оконечное) оборудование - это "абонентский терминал". Идем дальше - в телематические услуги связи:

"абонентский терминал" - совокупность технических и программных средств, применяемых абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи для передачи, приема и отображения электронных сообщений и (или) формирования, хранения и обработки информации, содержащейся в информационной системе

Таким образом, пользовательское (оконечное) оборудование - это то, с помощью чего пользователь передает, принимает и отображает электронные сообщения, хранит, формирует и обрабатывает информацию. Иными словами - это планшеты, смартфоны, ПК и все то, что способно выполнять эти действия. Получается, в этот "список лиц" должны попасть все, кто пользуются таким оборудованием? Нет - только те, кто пользуется оконечным оборудованием ЗАКАЗЧИКА. Относится ли беспроводная точка доступа к пользовательскому (оконечному) оборудованию? Конечно, нет - да и сами регулятор об этом говорит .

Как мы выяснили ранее, у нас есть две категории пользователей - сотрудники и посетители, и две категории устройств - личные и служебные. Составим матрицу "попадания в список лиц":

  • посетитель с личным устройством - НЕТ
  • сотрудник с личным устройством - НЕТ
  • сотрудник со служебным устройством - ДА
  • посетитель со служебным устройством - ДА
Поэтому, для исполнения новых обязательств по договору на предоставление доступа к сети Интернет вам придется идентифицировать пользователей, использующих ВАШИ компьютеры, и ежеквартально передавать эти данные оператору связи, с которым у вас заключен договор. И если у вас есть зона, где размещены ваши ПК для доступа в Интернет ваших клиентов (такие бывают в отелях) - теперь вы их (как и ваших сотрудников, работающих за вашими ПК) обязаны идентифицировать по паспорту. Но только их и только при таких условиях - не более.

Читайте законы, друзья - не ленитесь. Это куда полезнее и конструктивнее, чем паниковать, возмущаться и распространять панику вокруг себя.

Предоставление информации об абонентах корпоративных клиентов: ГУП заключен договор с ПАО «МТС» по обеспечению тел. связью сотрудников предприятия. В настоящее время поступило письмо, в котором МТС просит предоставить данные о списке лиц, использующих телефонные номера, зарегистрированные в ПАО «МТС» на нашем предприятии, обосновывая ст. 64 Федерального Закона «О связи» №126-ФЗ от 07.07.2003 г., п.14 Постановления Правительства РФ №538 от 27.08.2005 г. и Условий оказания услуг подвижной связи МТС, данные должны быть предоставлены в виде реестра, заверенного уполномоченным лицом вашего предприятия с приложением печати предприятия. В реестре необходимо указать следующие данные пользователей абонентского оборудования: фамилия, имя, отчество; место жительства; реквизиты основного документа (паспорта), удостоверяющего личность.Учитывая вышеизложенное, являются ли требования обоснованными и законными, могут ли сотрудники предприятия, использующие корпоративную связь, отказаться предоставлять указанные сведения, каковы последствия непредоставления сведений? В случае согласия сотрудников предприятия предоставить сведения как правильно оформить?

Ответ

Да, требования, изложенные в вопросе, являются законными и обоснованными ( Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342).

Сотрудники предприятия, использующие корпоративную связь, вправе отказаться предоставлять указанные сведения. В случае невыполнения обязанности организации по предоставлению указанного реестра оператор связи вправе приостановить оказание абоненту услуг телефонной связи ( Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342).

В случае согласия сотрудников предприятия предоставить сведения необходимо оформить данное в письменной форме ( ТК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

1. Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 № «О порядке оказания услуг телефонной связи» (вместе с «Правилами оказания услуг телефонной связи»)

Где получить ответ на любой юридический вопрос

В Системе Юрист есть ответы на частые вопросы юристов компаний. Подписчики Системы Юрист получают еще индивидуальные консультации от экспертов.

Какие сведения УК, ТСЖ, пользующиеся услугами мобильной связи, должны предоставлять с 01.06.2018 операторам связи? Чем чревато неисполнение данной обязанности?

Новая обязанность

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ) на территории РФ услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. (Пользователь услуг связи – это лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи.) Правила оказания услуг телефонной связи утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342.

На основании абз. 6 указанного пункта, введенного с 01.06.2018 Федеральным законом от 29.07.2017 № 245-ФЗ, услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту – юридическому лицу (ИП) и пользователю услуг связи такого абонента при условии подачи абонентом оператору связи достоверных сведений, в том числе о пользователях. Абонентом является лицо (например, УК или ТСЖ), заключившее договор на оказание услуг мобильной связи, пользователем услуг связи абонента – , пользующееся услугами сотовой связи по договору абонента, допустим, сим-картой, предоставленной УК или ТСЖ (это может быть работник организации, председатель ТСЖ, иное лицо).

Данные изменения, как указал Роскомнадзор, разработаны в целях более эффективного противодействия незаконной реализации сим-карт.

Порядок исполнения обязанности по предоставлению сведений

В абзаце 6 п. 1 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ закреплено, что абонент – (ИП) предоставляет оператору связи сведения о пользователях услуг связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. На этапе заключения договора на оказание услуг сотовой связи указанные сведения УК, ТСЖ подавать не нужно. Согласно п. 19 Правил оказания услуг телефонной связи лицо, уполномоченное на заключение договора в интересах юридического лица, направляет оператору связи документ, подтверждающий его полномочия на представление интересов юридического лица при заключении договора, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или его нотариально удостоверенную копию.

В договоре, заключаемом в письменной форме с юридическим лицом, должны быть указаны следующие сведения и условия:

    дата и место заключения договора;

    наименование (фирменное наименование) оператора связи;

    реквизиты расчетного счета оператора связи;

    сведения об абоненте – наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения (юридический адрес и адрес фактического нахождения), основной государственный регистрационный номер, ИНН;

    адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи;

    срок обеспечения доступа к сети местной или подвижной связи.

Кроме того, в договоре фиксируются такие существенные условия, как:

    абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации (уникальные коды идентификации);

    оказываемые услуги телефонной связи;

    система оплаты услуг телефонной связи;

    порядок, сроки и форма расчетов.

Как видим, данные о пользователях услуг связи абонента не числятся среди сведений, подлежащих обязательному указанию в договоре на оказание услуг связи.

Информация о том, каким образом обязанность по передаче сведений о пользователях должна быть исполнена абонентом, изложена в пп. «г» п. 25 Правил оказания услуг телефонной связи.

Итак, абонент обязан ежеквартально подавать оператору связи заверенный надлежащим образом список лиц, использующих оборудование абонента – юридического лица, содержащий фамилии, имена, отчества, места жительства, реквизиты документов, удостоверяющих личности этих лиц. Сведения о новых пользователях (в случае изменения фактических пользователей оборудования юридического лица) должны быть предоставлены оператору связи не позднее 15 дней со дня, когда об этом стало известно.

На основании подготовленного Минкомсвязью проекта о внесении изменений в Правила оказания услуг телефонной связи сведения, скорее всего, нужно будет предоставлять оператору связи в течение месяца со дня заключения договора об оказании услуг (при передаче сим-карты новому пользователю – в течение 15 дней).

Или старая обязанность?

Обратим внимание, что обязанность абонента, озвученная в пп. «г» п. 25 Правил оказания услуг телефонной связи, существует с момента начала действия этих правил – с 15.01.2015. Однако УК, ТСЖ, не выполнявшие обязанность по предоставлению сведений о пользователях услуг связи до 01.06.2018, действовали правильно, если у них не было согласия пользователей на передачу персональных данных. Персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Статьей 7 этого закона предусмотрено следующее.

К сведению: операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, передача персональных данных физических лиц – пользователей услуг связи абонента в отсутствие на то их согласия находилась под запретом. Ограничение снято. На основании абз. 7 п. 1 ст. 53 Федерального закона № 126-ФЗ, введенного Федеральным законом № 245-ФЗ, не нужно получать согласие пользователя услуг связи абонента – юридического лица (ИП) для передачи его персональных данных оператору связи.

Предоставленные сведения недостоверны

Обновленным п. 6 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ на операторов связи возложена обязанность осуществлять проверку достоверности сведений не только об абоненте, но и о пользователях услуг связи абонента – юридического лица (ИП). Проверка проводится путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность пользователя услуг связи. Для этого оператору связи обеспечен доступ к Единой системе идентификации и аутентификации (Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», ЕСИА), Единому порталу государственных и муниципальных услуг, другим информационным системам государственных органов. Срок, в течение которого оператор связи проверяет достоверность полученных сведений о пользователях услуг связи, не установлен. Проектом изменений на это отводятся 30 дней с момента получения данных от абонентов.

Если в результате проверки достоверность предоставленных сведений о пользователях услуг связи абонента не подтверждается, оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в порядке, установленном Правилами оказания услуг телефонной связи.

Сведения о пользователях не предоставлены

Пунктом 3 ст. 44 Федерального закона № 126-ФЗ оператору связи предоставлено право приостанавливать оказание услуг связи в случае нарушения пользователем услуг связи требований, установленных указанным законом, правилами оказания услуг связи или договором об оказании услуг связи до устранения нарушения. В Правилах оказания услуг телефонной связи данная норма, по сути, продублирована: оператор связи вправе приостановить оказание абоненту только тех услуг телефонной связи, в отношении которых этим абонентом допущены нарушения требований, установленных Федеральным законом № 126-ФЗ, настоящими правилами и договором (п. 44). Из закона также следует, что оператор связи должен уведомить в письменной форме пользователя услуг связи о планируемом приостановлении оказания услуг связи. В свою очередь, если пользователь не устранит нарушение в течение шести месяцев со дня получения уведомления, оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи.

Таким образом, если УК, ТСЖ (абоненты) не предоставят оператору связи данные о пользователях услуг связи, оператор может приостановить оказание услуг. В будущем ситуация может измениться, поскольку согласно проекту изменений приостановление оказания услуг телефонной связи в случае неисполнения абонентом обязанности по предоставлению сведений о пользователях – это уже обязанность оператора связи.

Также нужно учитывать, что при неисполнении обязанности абонентом – юридическим лицом по передаче оператору связи данных о пользователях оплата услуг подвижной радиотелефонной связи осуществляется только в форме безналичных расчетов посредством перечисления денежных средств с расчетных счетов такого абонента. То есть недопустимы. Это следует из п. 6 ст. 54 Федерального закона № 126-ФЗ, действие которого распространяется также на отношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу Федерального закона № 245-ФЗ, то есть до 01.06.2018.

Если УК или ТСЖ заключают (имеют заключенный) с оператором связи договор на оказание услуг мобильной связи, они должны предоставить ему сведения о пользователях услуг связи – физических лицах, использующих услуги связи по договору абонента – УК или ТСЖ. Данная обязанность является безусловной с 01.06.2018. Если ее проигнорировать, оператор связи может приостановить оказание услуг связи, при этом сами услуги связи должны оплачиваться только в безналичной форме. Услуги связи также не будут оказываться, если оператор связи после проверки предоставленных сведений о пользователях услуг связи абонента обнаружит их недостоверность.

Отметим еще один важный момент. Государственная Дума в первом чтении 15.09.2017 приняла проект федерального закона № 181342-7, на основании которого в КоАП РФ может появиться статья, предусматривающая ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление абонентом – юридическим лицом или ИП сведений о пользователях услуг связи оператору связи. Так, за непредоставление или несвоевременное предоставление данных юридическое лицо предложено штрафовать на сумму от 50 000 до 70 000 руб., при повторном нарушении – от 100 000 до 200 000 руб.

С вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 758 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» у работодателей появилась новая обязанность: предоставлять операторам связи список работников, которые имеют доступ к Интернету. Важно отметить, что в такой список включаются только те работники, которые для работы в Интернете используют пользовательское (оконечное) оборудование, принадлежащее их работодателю. Поэтому, к дистанционным сотрудникам, к примеру, данная норма отношения не имеет, поскольку они заключают договоры с операторами связи самостоятельно или пользуются оборудованием иных организаций, т. е. сами являются абонентами - физическими лицами, либо используют оборудование других абонентов.

Вместе с тем, единственное требование к списку работников, имеющих доступ к Интернету, закреплено в п. 22 (1) «Правилах оказания телематических услуг связи», утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 (далее - Правила), внесенном в Правила Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 758. Согласно указанной норме список должен быть заверен уполномоченным представителем юридического лица (либо индивидуальным предпринимателем) и обновляться не реже раза в квартал. В остальном законодательство не содержит императивных предписаний относительно порядка направления списка. Представляется, что этот вопрос может быть решен в договоре работодателя с оператором связи. При этом свободная письменная форма вполне подходит для оформления такого списка. Направить список оператору можно любым способом, например, по почте. Главное, чтобы на случай споров у руководства организации имелись подтверждения исполнения своей обязанности.

В то же время, важно понимать, что для того, чтобы выполнить требование Правил, работодателям будет необходимо получать согласие работников на передачу их персональных сведений третьему лицу (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ).

Так, по общему правилу работодатель обязан не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника (ч. 1 ст. 88 ТК РФ). Исключительные случаи передачи персональных данных работников без их согласия устанавливаются Трудовым кодексом и федеральными законами. Кроме того, передача персональных данных без согласия допускается, когда необходимо предупредить угрозу жизни и здоровью работника, работодатель обязан сообщать персональные данные третьей стороне без письменного согласия работника (ч. 1 ст. 88 ТК РФ).

Несмотря на то, что Правила утверждены Правительством РФ во исполнение Федерального закона, требование о предоставлении персональных данных работников оператору связи, закрепленное в п.22(1) Правил, установлено все-таки не федеральным законом, а подзаконным актом – Постановлением Правительства РФ. Таким образом, у работодателя будет возникать обязанность получить согласие работников на предоставление их персональных данных третьим лицам.

При этом норма ч. 1 ст. 88 ТК РФ предоставляет работнику право на защиту своих персональных данных от их обработки третьими лицами, поэтому представляется, что отказ работника дать согласие на предоставление его персональных данных не может являться основанием для применения к нему каких-либо мер дисциплинарной ответственности, поскольку такой отказ является правомерным действием, направленным на реализацию своего права, а не дисциплинарным проступком.

В то же время, если работодатель предоставит данные о работниках, не заручившись их согласием, ему грозит ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ).

Если же работодатель не исполняет свою обязанность по передаче соответствующих списков оператору связи, то последний может, руководствуясь п. 3 ст. 44 ФЗ «О связи», приостановить оказание услуг связи, а при неустранении нарушения расторгнуть договор. Но следует также отметить, что в главе 13 КоАП, устанавливающей ответственность за административные правонарушения в области информации и связи, отсутствует состав правонарушения, по которому можно было бы квалифицировать невключение в договор о предоставлении услуг связи условия, предусмотренного п.22(1) Правил. Поскольку требование о предоставлении информации в соответствии с Правилами должно быть включено в содержание договора, исполнение этого требования невозможно до тех пор, пока в договоре не появится соответствующее условие. Представляется, что в настоящее время при отсутствии ответственности за уклонение от включения в договор условия об обязанности и порядке предоставления оператору связи юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование, работодатель и оператор связи могут по обоюдному согласию игнорировать новые требования.

При подготовке материала использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного ООД "Гражданское достоинство".



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта